«Надо развиваться»
Конечно, опрашивать всех 240 юных знатоков, собравшихся в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи для игры в «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», мы не стали. Да и зачем? Ребят, способных мыслить, рассуждать, доказывать и делать выводы, объединяют одинаковые стремления.Во время небольшого перерыва подходим к 11-класснице Лицея БГУ Елизавете Гребенкиной. Она – капитан команды «Люди X». «Что? Где? Когда?» позволяет девушке развиваться, с пользой проводить время:
– Правда, играю всего два года. Но результат уже заметен. Дважды в неделю собираемся с ребятами и готовимся к чемпионатам. ЧГК дает возможность каждому проявить себя. К примеру, мне, филологу, иногда удается ответить на вопросы из математики.
С Елизаветой согласен Дмитрий Красковский, представляющий команду «Индевор» из Гродно:
– Отличная возможность для саморазвития! Особенно нравятся вопросы по истории. Сегодня очень красивое задание попалось про московскую Олимпиаду 1980 года и песню «В спорте есть соперники, в спорте нет врагов». В интеллектуальных играх так же.
Зато Александре Макаевой из могилевской команды «Дракарис», которая приехала на турнир в Минск, чтобы попробовать силы и набраться опыта, по душе задания из другой области:
– Игра позволяет проверить знания по истории искусств. Я занимаюсь в художественной школе и очень люблю рисовать.
Полезно и весело
Николай Павлов из команды «Четыре пингвина» мозырской гимназии имени Я. Купалы уверен, что интеллектуальные игры – это самое лучшее времяпрепровождение:
– Нам интересно собираться вместе, «раскручивать» вопросы, пытаясь найти на них ответы. Это такой адреналин! За два года мы сдружились, научились понимать друг друга с полуслова. Мне нравится играть, даже несмотря на то, что это отнимает немало времени. К примеру, сегодня, чтобы приехать в Минск, пришлось встать в полпятого утра.
Не могу не поинтересоваться:
– А почему пингвины?
– Наш капитан Соня Дедкова собирает коллекцию пингвинов-игрушек.
– А четыре почему?
– Их у нее пока только четыре, – улыбается Николай.
У десятиклассника Лицея БГУ и представителя команды «Братство бороды» Алеся Ржеутского такая же позиция: интеллектуальные игры – отличный отдых!
– Возможно, кому-то со стороны может показаться, что игроки постоянно что-то учат, заставляют себя штудировать новый материал. Но это не так. Я читаю книги, ищу информацию в интернете, получаю от этого удовольствие. Интересные факты и цифры запоминаются без особого труда.
В поиске друзей
В коридоре на игру «Брейн-ринг», где нужны не только знания, но и отличная реакция, настраивается «Голландский натюрморт» из гимназии № 1 Бреста. Шансы на победу у команды высоки: по итогам отборочного тура она заняла первое место в области. А неделю назад вернулась с серебром из Барановичей (там проходил турнир «НеБаранки»). Константин Мощук не скрывает:– Игра – это возможность найти единомышленников и друзей, пообщаться со сверстниками из других городов. Мое увлечение приносит много положительных эмоций.
Тренер Лариса Козлович придерживается такого же мнения:
– Наши интеллектуалы очень сдружились, они встречаются на соревнованиях, знакомятся в лагере, переписываются в соцсетях. Такое общение ценно, особенно для ребят, которые знают намного больше, чем их сверстники. При встрече им есть о чем поговорить. А чтобы поддержать командный дух, мы даже разработали дизайнерские майки. Правда, классные?
Модный тренд
Почему юные знатоки играют в интеллектуальные игры, мы выяснили. А вот зачем организаторам нужно устраивать подобные ивенты? Заместитель директора Национального центра художественного творчества детей и молодежи Екатерина Кузьменко не скрывает:– Интеллектуальные игры – модный молодежный тренд. Мы даем ребятам шанс проявить себя, найти единомышленников, научиться работать в команде. О растущей популярности интеллектуального движения говорят цифры – республиканский турнир среди школьников проходит в 26 раз. И количество желающих в нем поучаствовать растет из года в год.
Нынешнее состязание, организованное совместно с Белорусской лигой интеллектуальных команд, не стало исключением – в Минск приехали 39 команд. Лучшие из лучших. Всего в отборочном этапе за право попасть в финал соревновались 426 команд – более 2500 юных эрудитов. Наградой победителям и призерам стали путевки на чемпионат Европы по интеллектуальным играм среди школьников, который проводит Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?».
Первое место во всех трех играх – «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» – заняла команда «Дышите» Лицея Белорусского государственного университета.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Вопросы «Что? Где? Когда?» со школьных турниров 2019 года
1. Эта механическая резонансная система большинству из нас известна с детства. Чтобы ввести ее в резонанс, достаточно, находясь в высшей точке, выпрямить ноги, а в нижней – поджать их. В фильме «Приключения Электроника» подобная система приобретает способность летать. Назовите ее.
Ответ: иvǝҺɐʞ
2. Американский социолог Кристофер Лэш определил ЕЕ, как «гавань в бездушном мире». Ироничная Фаина Раневская утверждала, что ОНА заменяет все. А поэтому взрослому, прежде чем ЕЕ завести, стоит подумать, что ему важнее: все или ОНА. Назовите ЕЕ.
Ответ: ʁqwǝɔ
3. В глубокой древности ТАКОЙ ОН был изобретен персидскими пастухами. Они наполняли водой бурдюки из козьих шкур – и днем это были гигантские фляги с водой, а ночью ТАКОЙ ОН использовался для сна. Назовите ЕГО.
Ответ: ɔɐdɯɐw (n̯онʁɓоʚ) n̯ıqнɓоʚ
4. В 2006 году в Африке выпущена монета с изображением ИКСА. Необычность монеты в том, что она светится в темноте. Недавно власти Египта приняли решение о восстановлении ТАКОГО ИКСА. Что мы заменили на словосочетание ТАКОЙ ИКС?
Ответ: ʞʁɐw n̯иʞɔn̯иdɓнɐɔʞǝvɐ
uradova@sb.by