— Вика, кому и за что вы благодарны в первую очередь?
— Всем тем, кто был и остается со мной на протяжении этих 25 лет на сцене. Точка отсчета — с 16 лет, с того самого момента, когда я начала сотрудничать с Василием Петровичем Раинчиком.
— Думали ли вы тогда, в конце 1990‑х, что задержитесь на эстраде так надолго?
— Признаюсь честно, что, когда Василий Петрович предложил стать солисткой студии «Верасы», ответила ему очень осторожно. Мол, не знаю, посмотрим… Хотя тогда мне казалось, что, как только начну выступать, сразу появится много денег, куплю машину, квартиру, буду отдыхать на морях. В общем, быстренько на все это заработаю, и можно уходить. Какой же наивной я была! Все это, конечно, у меня появилось, но много позже и кропотливым трудом.
— Каким вам запомнилось то время?
— Беззаботным, веселым. Мы ездили в туры по Беларуси одним большим автобусом, а то и двумя. И вот представьте: ты молодой, красивый, все близкие живы-здоровы, ты занимаешься любимым делом… С годами появилось больше ответственности перед собой, публикой, людьми, с которыми сотрудничаю. В «Верасы» я пришла в 1997‑м, а спустя ровно десять лет начала сольную карьеру. Хотя далось это решение непросто. Василий Петрович и Ирина Михайловна (Цветкова — жена и сподвижник Раинчика. — Прим. авт.) стали мне за эти годы творческими родителями. Когда я выпорхнула из гнезда и лишилась их опеки, первое время было сложно. Пришлось учиться смотреть на мир без розовых очков, бороться за свое место под солнцем, несмотря на то что меня уже знали в музыкальных кругах. Поверьте, ничего не далось быстро, просто и легко. Немногие были готовы меня поддержать. Но это нормальная ситуация, все любят, когда поменьше конкурентов... С другой стороны, тогда в мою жизнь пришли люди, которые остаются со мной уже 20 лет. Это в том числе мой звукорежиссер Дмитрий Марцов. Кроме того, на протяжении всех этих лет меня всегда поддерживал режиссер многих государственных концертов и фестивалей Александр Вавилов — человек, без которого артист в принципе не может существовать. Безусловно, не обрывается и связь с Василием Петровичем. Сейчас встречаемся редко, но, если пересекаемся на общих мероприятиях, нам всегда есть что вспомнить и о чем поговорить.
— Не секрет, что на фоне волнений 2020‑го эстрадный цех, прежде достаточно крепкий, разделился на два лагеря. В вашем случае в отношениях с коллегами что-то изменилось?
— Артист — создание очень нежное, ранимое. Надевает маску успешности и делает вид, что его ничего не волнует. На самом деле мы все остро реагируем на критику. Но разделение эстрадного цеха на два лагеря после 2020‑го я приняла спокойно. Может, 25 лет на сцене меня закалили? Или это потому, что я хорошо чувствую людей? Поэтому я совершенно не удивилась, когда некоторые артисты сорвали маски и показали свое истинное лицо. Причем это были люди, которые всегда щемились поближе к солнцу, люди, которые чуть ли не выпрашивали себе приглашения выступать на мероприятиях… Но Бог им судья. Мне повезло: в моем кругу изменений не произошло. Все, кто был мне дорог и близок, все, кто меня любил и уважал, остались со мной.
— Мне кажется, вы одна из немногих артисток, которые никогда не изменяли себе и придерживались твердой позиции в отношении действующей власти.
— Так меня воспитали. Я человек очень конкретный: есть либо белое, либо черное. Не люблю и не приемлю полутонов.
Я всегда со всей душой, уважением и любовью относилась к Президенту. И как я могла после всего того, что произошло в августе 2020‑го на пустом месте, изменить себе и начать думать иначе?Получается, все, что было до этого, — лицемерие?.. Перед Богом все равны, у кого-то, видимо, критическое мышление работает по-другому. Но я никогда в жизни не опущусь до уровня оскорблений, никому не пожелаю того, что нажелали мне в личных сообщениях. Хотя в лицо говорить боятся, некоторые даже здороваются при встрече.
— Но есть и плюсы в этой ситуации: на сцене появилось много новых молодых, талантливых, толковых артистов.
— Это правда. Беларусь, к слову, всегда была богата талантами. Был период, когда молодых на эстраду особо не пускали, корифеи заняли места и крепко за них держались… Теперь появилась прекрасная возможность проявить себя. Посмотрите, сколько достойных артистичных и поющих артистов пришли: Даниил Мышковец, Ольга Булай, Анна Трубецкая и многие другие. Очень интересная молодежь сейчас вышла на сцену.
— Не боитесь конкуренции?
— Нам с ними делить нечего. Места, поверьте, хватит всем.
— Каждый месяц вы записываете по 2 — 3 новые песни, еще и клипы успеваете на них снимать. Откуда такая плодовитость?
— Все благодаря моему сотрудничеству с поэтессой Анной Селук. Причем она абсолютно не медийная, занимается бизнесом, но всегда писала прекрасные стихи, хотя никогда не показывала их артистам. А началось все с того, что мне попалась на глаза песня «Чужая». Я, помню, подумала: «Хм, очень симпатичная композиция. И как раз в моем любимом жанре эстрадного шансона». В общем, взяла ее себе в репертуар. Затем Анна написала слова к песне «Беларусь — это мы», за музыкой я обратилась к композитору Жене Олейнику. Потом появилась еще одна песня и еще… И я увидела, что они попадают не только в меня, но и в зрителя. На композицию «Птичка» мы недавно как раз выпустили клип.
— Это, кстати, уже второе видео, где главного героя сыграл Руслан Чернецкий.
— Он такой умница, мы его так полюбили! К счастью, при его безумной занятости он все же сумел выкроить время и с удовольствием, как мне кажется, согласился на съемки. Почему снова Руслан? Ну, потому что красавец! Плюс он очень талантливый актер и хороший человек. Я люблю работать с одной командой. Придерживаюсь мнения, что если все идет хорошо, то не нужно искать лучшего. Поэтому со мной работает постоянный режиссер и оператор Виктор Оскирко. Сейчас с ним же мы снимали клип на новую песню, она называется «Обалденная». Ее и вторую новую композицию — «Настоящее золото» — я представила на сольном концерте во Дворце Республики. Музыку к обеим написал российский композитор Олег Шаумаров, слова Анны Селук.
— Знаю, вы до последнего сомневались: проводить концерт или нет, нужна людям сейчас музыка или не нужна…
— Более того, несколько раз я и правда была на грани отмены. Во-первых, из-за новостного фона. Однако потом поняла: не может человек бесконечно пребывать в депрессии, читая новости. Нужно доставать себя из этого состояния, расслабляться, ходить на концерты, слушать хорошую музыку. Ну и во-вторых, подготовка к концерту оказалась долгой, тяжелой, что-то получалось, что-то нет…
Меня постоянно мучили сомнения: а нужен ли этот концерт публике? Делать его сейчас или отложить на потом? Но Президент на одном из мероприятий сказал: продолжаем жить и работать. И я подумала: «Ну правильно же, значит, надо делать». Тем более уже весь город был в афишах.— Как все прошло?
— На одном дыхании. Причем перед началом концерта мне было ужасно страшно. Казалось, сейчас упаду в обморок, потому что земля уходит из-под ног — именно в тот момент я в полной мере поняла смысл этого выражения. Но собралась, вышла, начала концерт, очнулась — и уже финал. Вот честно, помню только начало и конец, середину не помню. Лишь на финальном поклоне с поздравлениями и цветами я поняла, что это не сон. Причем уже с первой песни почувствовала от зала колоссальную отдачу, энергетику добра и тепла. Было полное ощущение того, что пришли люди, которые меня любят. С первой же песни и на протяжении концерта подарили море цветов! А я как-то не подготовилась… Дома заняла ими всю подходящую тару и ванну. Потом поехала и купила кучу ведер. Смеюсь, что теперь могу ими приторговывать. Но вообще, сохраню к концерту, посвященному 30‑летию творчества. Планирую ли? А как же! Пока в репертуаре будут появляться новые песни, которые нужны моей публике, я буду петь.
leonovich@sb.by
Фото из личного архива.