Как неоднократно обращал внимание Президент Беларуси, сегодня приватизация должна рассматриваться не как самоцель, а как смена собственника, позволяющая компании работать более прибыльно. Таким собственником может быть в том числе и государство, что подтверждает опыт стран с динамично развивающейся экономикой, например Китая. 30 лет назад в России дан старт денационализации промышленности. Тогда этот процесс «прощания с советским прошлым» был запущен и в других республиках бывшего СССР. Беларусь избрала иной путь. И государственные предприятия сегодня у нас эффективно работают в интересах всего народа.
Государство зачастую более успешный собственник, чем частные компании, особенно если речь идет о крупных производствах и больших инвестиционных проектах.
Когда замена оправданна
Приход инвестора — всегда благо для государства. Ведь это способствует внедрению в производство новейших технологий и созданию рабочих мест, развитию социальной сферы, расширению рынков сбыта и т.д. Приватизация же на таких условиях позволяет государству значительно повысить конкурентоспособность своей экономики и снизить задолженность перед внутренними и внешними кредиторами, наращивая золотовалютный резерв.Просто замена собственника — идея бесперспективная. Руководство Беларуси всегда имело твердую позицию в этом вопросе, что позволило избежать тяжелейших последствий как для экономики, так и для населения. Яркий антипример в этой области — стратегия и тактика, примененные в свое время некоторыми нашими соседями, что до сих пор сказывается на их экономике и благосостоянии населения.
Идея «частная собственность всегда лучше, чем государственная» очень противоречива. Безусловно, для самого собственника это утверждение имеет конкретный смысл. Например, если некий сырьевой гигант принадлежит определенному человеку, то это обстоятельство для этого владельца гораздо выгоднее и в конечном итоге лучше, чем если бы этот завод был в управлении государства. Но разве только один этот собственник в свое время строил, развивал и поддерживал это громадное градообразующее предприятие? Факты такого рода «приватизации» стали отрицанием понятия общенародной собственности, которая должна реализовываться на условиях, выгодных для всех граждан страны.
На пороге цифровой реальности
Вопрос разгосударствления ангажированными экспертами зачастую переносится в идеологическую плоскость с априорным суждением о том, что частные компании якобы более эффективны, а смена владельцев сама по себе оказывает положительное влияние на уровень и темп экономического роста. Но на самом деле современная наука показывает, что «универсально пригодной» формы собственности не существует, а для эффективности предприятий важны в первую очередь уровень развития конкуренции, структура рынка и реализуемая бизнес-модель, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований Виталий Демиров. Кроме того, крайне важной оказывается способность концентрировать ресурсы для осуществления инновационной деятельности, модернизации основных фондов и создания в конечном счете товара с уникальными потребительскими свойствами. Этому и способствуют создаваемые госкорпорации. В международном бизнес-сообществе сложилось устойчивое мнение, что в Беларуси существует довольно комфортная среда для жизни и работы. Здесь безопасно и есть много незанятых ниш. Конечно, потребительский рынок Беларуси для крупных инвесторов недостаточно велик, но есть возможность через нашу страну выходить на просторы ЕАЭС, а это около 180 миллионов человек.«Невидимая рука рынка» сегодня лишь частично является коммуникативно-уравновешивающим механизмом частного и общественного интереса, а глобальные цепочки создания стоимости все больше трансформируются под влиянием эффектов цифровизации, стимулирующих скорее протекционизм, нежели либерализм в трансграничной торговле и движении капитала. Сквозь призму свободной конкуренции уже невозможно понять функционирование не только цифровых платформ, медиа и телекоммуникаций, но и таких традиционных секторов, как фармацевтика, аграрное и промышленное производство, считает Виталий Демиров. Преобладающей формой организации товарных потоков в этих секторах становится олигополия. Экономическая целесообразность инвестировать значительные средства в новые технологии при таких условиях становится все более туманной для мелкого и среднего бизнеса. Он (и такова его особенность) не мыслит в стратегических категориях и не ставит по большому счету своей главной целью увеличение национального благосостояния. Поэтому он не будет даже на приемлемых условиях кредитования рисковать значительными средствами, вкладываемыми в модернизацию с длинным циклом самоокупаемости.
При этом для того чтобы небольшая или средняя частная компания могла вырасти до гигантских размеров и удержаться на плаву, ей нужен постоянный источник ликвидности, аккумулируемой через развитые инструменты биржевой торговли, инновационные и инвестиционные открытые взаимные фонды. Последние представляют собой инфраструктурные компоненты отживающего либерального капитализма, идущего в новую цифровую реальность, уверен Виталий Демиров. Сегодня уже не нужно сложных рыночных институтов, чтобы точно и в режиме реального времени знать, кому, когда и в каком объеме нужны деньги и, главное, насколько с их помощью можно создать добавленную стоимость и общественную ценность. Стоит ли нам идти в прошлое — вопрос риторический, поскольку наша страна активно строит цифровое будущее.
ДОСЛОВНО
Николай Снопков, первый заместитель Премьер-министра:
— Благодаря малому и среднему предпринимательству рабочими местами обеспечивается более 1,3 млн человек, производится 30 % валовой добавленной стоимости страны. Каждый третий рубль в бюджет поступает от предпринимателей, а это почти 8,5 млрд рублей. Кроме того, именно частным бизнесом обеспечивается значительная часть экспорта товаров и услуг. Велика роль предпринимательства и в укреплении регионов, обеспечении занятости и доступности товаров и услуг в каждом уголке нашей страны, повышении уровня и качества жизни населения.
Дмитрий Ярошевич, заместитель министра экономики:
— Один из приоритетов основного документа пятилетки — сильные регионы. Мы знаем, что нужно, чтобы регионы ожили. Это, конечно, производственные места, социальная инфраструктура. И здесь все необходимое у нас есть: и задумки, и законодательство, которое апробировано на Оршанском регионе. Сейчас мы работаем над тем, чтобы какие-то нормы эксперимента распространить на остальные регионы. В любом случае преференции будут. На ближайшую пятилетку отрабатывается множество проектов по открытию новых производств — их более 800. При этом важной точкой роста должна стать сфера услуг, не только потребительских, но и деловых, финансовых и других. Главное, что прирост ВВП ожидается 21,5 %. Из этих цифр около 9,7 процентного пункта приходится на сферу услуг, а остальное — это сельское хозяйство и промышленность. Кроме того, наиболее быстрыми темпами будет расти производство машинного оборудования, транспортных средств, а также фармацевтика. Конечно, мы всегда рады иностранным инвесторам, но социально ответственным. Чтобы этот инвестор закрепился здесь, проводил ответственную политику в отношении наших граждан и территории. Но для этого, безусловно, необходимо создавать комфортные условия, что зависит и от работы местных органов власти.shamko@sb.by