Очень редко вокруг нашей страны сейчас произносят полностью: Великая Октябрьская социалистическая революция. И зря
Давайте поставим вопрос предельно прагматично: а что, собственно, дала Великая Октябрьская социалистическая революция белорусам? Есть ли на самом деле, о чем нам с вами помнить и что нам с вами отмечать?
Конечно, есть — просто потому, что революция дала нам, белорусам, Беларусь. Никогда и ниоткуда она, сiнявокая наша радзiма, не взялась бы, если бы не революция.
Все Костюшки и Калиновские, Радзивиллы и Плятеры, абсолютно все те, кто поднимался на вооруженную борьбу — на мятеж, проще говоря, — в мыслях не держали Беларуси как независимого государства. Да и вообще не имели таких мыслей. Как часть Речи Посполитой (читай «Великой Польши») — да. Как территорию оброков и податей, призывного населения и рынков — только давай.
Позже такие мысленастроения легко трансформируются в Кресы Всходни — «исконные панские земли». А про Великое княжество вы тут лучше забудьте — здоровее будете. Для особо непонятливых вон есть — Береза Картузская: новенький концлагерь, с немецкой иголочки.
Только Ленин дал белорусам Беларусь в рамках права наций на самоопределение. Только Сталин помог воссоединиться разорванным пополам «похабным» Рижским миром народу и стране. Только от 7 ноября по новому стилю реально отсчитывать настоящую, а не историческую (мифологическую, сказочную) историю своего народа.
Есть, как видите, что праздновать.
***
Всеобщая грамотность. Как думаете, сколько бы лет понадобилось, чтобы все белорусы научились читать и писать, если бы не Октябрьская революция? И кому бы я тогда писал и как бы вы читали эти строки? Как считаете, что бы с нами стало, останься наши предки поголовно неграмотными?
А стали бы они поляками. Плохенькими такими поляками, всходними, с порченой кровью — но поляками. История двух десятков лет паньства, осадничества и окатоличивания на наших землях в период польской оккупации об этом свидетельствует однозначно. Ведь к концу 1930‑х годов ни одной белорусской школы на территории Западной Белоруссии уже не оставалось, ни единой!
И стали бы бывшие белорусы так себе поляками. Потеряв уже не только мову и землю, а и просто все — будущее, детей, себя. Причем поляки смотрели бы на них... да вот как западные немцы до сих пор смотрят на восточных. До сих пор — а ведь уже больше 30 лет прошло, да и нация была единая...
Кстати, а вот репарации за почти 20 лет оккупации не хотят ли поляки нам выплатить? Может, потому и армию свою торопятся довести до первой в Европе, что так сильно не хотят?
***
Социальные лифты. Хорошо ли вы отдаете себе отчет в том, что и мои, и ваши предки как были крестьянами, так бы, не случись Великой Октябрьской социалистической революции, ими и остались? С вероятностью 95 процентов. То есть почти наверняка.
При лучине писали — если вообще писали бы. В город — только на заработки. Фельдшер — морфинист. Спать на полатях, жить на полатях, помирать тоже — на полатях. А главное — почти без шансов хоть как-то изменить этот вечный круговорот крестьянской жизни в природе.
Если бы не революция.
Когда железный конь пришел бы на смену крестьянской лошадке? Когда появилась бы в вашей конкретно семье первая лампочка, «лампочка Ильича» — уж не при Леониде ли Ильиче, если по старому времени?
Революция и здесь дала нам шанс, потому что позволила заявить — и о себе самих, и о своем праве на собственное государство. А значит, и на соразмерные с окружающим миром скорости развития.
Подвластные теперь только нам самим.
***
Ну и давайте глянем на ожерелье 15 бывших советских республик: 15 бывших сестер, которые всем тем приданым, что у них есть, — абсолютно всем! — обязаны советской власти.
Все пять среднеазиатских стран революция вывела из родоплеменного строя в 4‑й технологический уклад. Или в 6‑й, какой по с чету они там у себя собираются строить?
Всем трем прибалтийским странам (а также финнам и полякам) именно революция дала свое независимое государство. Ведь ни у кого из них (кроме поляков) собственной государственности не было до революции вообще!
И даже сами названия — литовцы, финны, латыши, эстонцы, — правда же, они звучат куда лучше, чем чудь, жмудь да земгалы с куршами? Так ведь и они, названия, легитимацией своей оттуда — из революции.
Ну а Закавказье без промышленного производства фруктов и цветов вы себе представляете? А Молдавию как дальнюю во всех смыслах окраину Румынии? Оно ведь так и было бы, если бы не 7 ноября.
Которое красным днем календаря осталось только здесь. В Беларуси.
***
Впрочем, кто-то же должен нести знамя, даже если все вокруг устали? Кто-то должен напоминать миру, что справедливость — это одно из высших проявлений именно человеческого общества и именно к ней нужно стремиться, а не к власти над миром? Где-то же надо продолжать пытаться строить социально ориентированную страну, взяв все лучшее от попытки построения государства социальной справедливости?
Говорит об этом на международном уровне наш белорусский лидер. Строим такую страну мы здесь у себя, в Беларуси.
Мне кажется, что сохранение памяти о 7 ноября, о Великой Октябрьской социалистической революции — не только правильная память о величии всего того, что оставили нам наши предки.
Это еще и честь. И слава. И в будущем это нам с вами обязательно зачтется. Уважением всех окружающих белорусов народов — может, как-то так. Может, по-другому. Но обязательно зачтется.
С праздником, земляки!