Продолжаем международный проект «Привкус цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран делятся своим видением феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, каким ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси — поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус цветных революций». Сегодня — разговор о революциях в Боливии.
Феномен эвизма: цветной против «цветных»
Боливия — небольшая страна в Андах (11,8 млн жителей в 2021 году). Несмотря на длительную испанскую колонизацию, которая глубоко перестроила боливийское общество, страна исторически является одной из самых изолированных и самых бедных в мире. Боливия сильно раздроблена на всех уровнях: этнически, экономически, политически. Историческая слабость государства объясняет непрерывную серию военных поражений от соседей, в частности от Чили и Парагвая, что породило сильный национализм, но не позволило стране реформироваться и восстановиться.Боливия — крупный производитель коки, серебра и соевых бобов, имеет большие нетронутые месторождения лития.
В 2005 году здесь к власти пришел индейский профсоюзный деятель Эво Моралес. Он предпринял ряд смелых структурных реформ, направленных против традиционных элит и некоторых крупных транснациональных корпораций. Результатом недовольства последних стали две «цветные революции», причем каждая завершилась поражением.
Эво Моралес.
По происхождению кечуа и аймара, Эво сыграл центральную роль в создании новой партии и новой политической игры в Боливии. Из сельской политической группы мелких плантаторов коки и нелегальных рабочих этот профсоюзный деятель сумел собрать вокруг себя несколько различных движений и объединить их в партию. Это были, во-первых, госслужащие-националисты — наследники революции 1952 года, которые хотели поставить государство в центр экономики, во-вторых — традиционные левые, которые настаивают на классовой борьбе и состоят из рабочих и профсоюзных активистов. И в-третьих, коренные индейские крестьяне, требовавшие культурных прав, включая право на выращивание коки (части их исторического наследия).
На стыке этих трех групп, членом которых он одновременно являлся, Эво создал Движение к социализму (MAS), давшее ему очень широкую базу в Андах, а также некоторое влияние и в тех частях страны, где настроения по отношению к его государственной политике, национализации и к его личности в целом были скептичными. Изначально аморфная партия зависела от харизмы Эво и его личной способности вести сложные дебаты внутри этой разнородной коалиции, ведь мир рабочих и шахтеров, скажем, в Потоси или мир госслужащих в столичных Сукре или Ла-Пасe (столица Боливии — город Суре, это место пребывания Верховного суда, однако большинство правительственных учреждений страны находятся в Ла-Пасе. — Прим. ред.) не имеют ничего общего с миром андских крестьян, выращивающих коку и говорящих не по-испански. Эти три культурных мира, чуждых друг другу. Кроме того, власть Эво также основана на его способности быстро достигать целей и обещаний, данных в ходе предвыборной кампании: конституционной реформы, прекращения прессинга профсоюзных активистов, национализации углеводородных фирм.
С другой стороны, Эво Моралес не идеолог, как Уго Чавес. Его партия, придя к власти, значительно изменила свою позицию, не заменяя чиновников предыдущей администрации и предпочитая вести с ними гибкие переговоры, что оказалось очень эффективным в Ла-Пасе.
Национальный лидер без оглядки на «мировые стандарты»
Несмотря на убедительную победу на выборах в 2009 году, Эво переходит к все более умеренной политике, которая доминирует в социальных движениях, приведших его к власти. Он не противостоит миру бизнеса, наоборот, помогает ему развиваться. Поэтому Моралес является представителем не столько классовой борьбы, сколько коренного и народного национализма. И результат оказался налицо.Доля среднего класса в Боливии уже превысила 10 процентов. Экономика выросла в три раза, бедность сократилась вдвое, а разрыв между высокими и низкими доходами уменьшился на 17 процентов.Его правление совпало с глобальным ростом цен на сырьевые товары, что в сочетании с соответствующей экономической политикой позволило экономике расти при низкой инфляции (за время его правления ВВП вырос на 327 процентов). Экономическое неравенство, бедность и безработица снизились.
Возможно, одной из самых важных политик его правительства была национализация многочисленных иностранных фирм, особенно фирм, контролировавших основные ресурсы страны — углеводороды. Земельная реформа 2006 года стала еще одним ключевым аспектом деятельности его правительства, в результате которой крестьянам и коренному населению передали почти 2,5 млн гектаров земли.В том же году провели референдум, на котором была успешно одобрена новая Конституция, декларирующая государственную собственность на природные ресурсы. Последующие годы характеризовались перестройкой правовой и финансовой архитектуры Боливийского многонационального государства, а также устойчивым ростом уровня жизни боливийцев.
Моралес с индейцами. |
Оппоненты Моралеса — истерия и хаос. |
«Зеленые кресты» либерального «полумесяца»
Следует пояснить, что Боливия разделена на две части: западную, или андскую, и восточную. Восток, который в Боливии называют Media Luna («Полумесяц»), является самой богатой и агропромышленной частью страны. В Media Luna также сосредоточены углеводороды. Эта часть больше похожа на Аргентину или Парагвай, чем на андские территории: здесь живут белые и метисы, а индейцы — это внутренние мигранты, пришедшие с запада. Между этими группами существует социально-этническое противостояние.Вокруг всех этих особенностей экономического и религиозного развития с 1950‑х годов зародилось сепаратистское политическое движение, одним из проявлений которого стал Юношеский союз Санта-Круса (ЮССК, или крусенисты). Это мощное и хорошо структурированное правое политическое движение молодежи, использующее в качестве своего символа зелено-белый флаг с зеленым крестом (город Санта-Крус переводится с испанского языка как «Святой Крест»). При этом сам Санта-Крус — экономическая столица страны благодаря экспорту сои (номер один в мире), сахара, риса и хлопка. Активисты этого города были сторонниками неолиберализма в стиле США и не приняли победу на выборах Эво Моралеса — человека, который представлял все, что они отвергают: социализм, левизну, индигенизм, профсоюзное движение неграмотных и отсталых крестьян и большие налоговые отчисления для помощи этим людям.
В конце 2006 года крусенистам удалось организовать протесты одного миллиона человек в четырех провинциях Media Luna. Влияние крусенистов росло, но бороться с правительством было трудно, поскольку Эво был очень эффективен экономически, а его сторонники прекрасно подготовлены и хорошо организованы благодаря профсоюзным и индигенистским сетям.
В сентябре 2008 года посольство США напрямую поддержало крусенистов, в итоге вооруженные студенты взяли штурмом официальные здания при поддержке региональных префектов.Именно эти префекты (региональные руководители) оказались лидерами той классической «цветно-правой революции», которая претендовала на борьбу с новой Конституцией во имя региональных институтов. Они требовали полной экономической и юридической автономии для четырех провинций Media Luna, а в случае отказа провозглашали бы независимость четырех их, обладающих львиной долей экономических возможностей страны. Конечно, это означало бы конец Боливии. Они также пытались использовать часть эвистского дискурса: Эво Моралес подчеркивал, что Боливия является многонациональной страной благодаря коренному населению, вот крусенисты и претендовали на статус «другого народа» — более белого и более креольского, чем жители Ла-Паса. Хотя на самом деле крусенисты хотели уничтожить авторитет Эво и свергнуть его.
Беснующиеся революционеры.
Экзорцизм на службе «цветной революции»
Борьба достигла решающего момента после референдума 10 августа 2008 года. Эво победил на выборах в Ла-Пасе, и в то же время префекты-крусенисты победили в своих регионах. Конфликт обострялся. Префекты (в частности Рубен Костас и Леопольдо Фернандес) решили перекрыть дороги, что парализовало страну, закрыть газопровод и запретить перемещение сырья и богатств.Произошли столкновения между протестующими правого толка и правительственной полицией, которой было приказано подчиняться префекту, а не правительству. Затем Эво осудил «гражданский переворот», а его полиция силой взяла под контроль месторождения углеводородов в восточных регионах, в то время как силам правопорядка было приказано крусенистами подчиняться префекту, а не правительству.
СШA в лице своего посла в Боливии Голдберга провели консультации с префектом Санта-Круса Рубеном Армандо Костасом Агилера. Это было началом этнополитической войны с сильным расизмом против «социалистов-индейцев» аймара (именно таков андский этнос семьи Эво), которые подвергались нападениям в городах Media Luna.
130 из них были убиты в провинции Пандо (Порвенир) 11 сентября 2008 года. 12 сентября префект Костас поднял население против государства, а Эво Моралес приказал штурмовать аэропорт и город Санта-Крус. Эво одержал военную победу над крусенистами.
Необходимо отметить и религиозное измерение конфликта. «Зеленые кресты» вывесили транспаранты с фразой: «Иисус правит Боливией», они импровизировали экзорцизм: «Теперь мы связываем сатану! И всех демонов колдовства свяжем и отправим в бездну в этот час. Мы устанавливаем новое время в небе Боливии». Упомянутые «сатана и колдовство» подразумевали индейских богов и религиозные верования, отвергаемые католическими активистами.
И все же после трех лет борьбы боливийская оппозиция потерпела поражение. Посол США был выслан, а движение распалось, так как внутренне разделилось. Санта-Крус стал одним из самых динамичных городов мира, экспорт нефти и газа из этого же региона достиг рекордно высокого уровня, а Эво решил пересмотреть условия выплат c бразильской фирмой Petrobras и испанской Repsol. Эво также открыл для нефтяных компаний возможность вести разведку в заповедных зонах боливийской Амазонии. В 2013 году мир между большинством крусенистoв и Эво Моралесом окончательно закрепился встречей префекта Костаса с Эво, которая переросла в сотрудничество.
Символы противостояния
Поскольку эвизм был этническим андским движением, он ассоциируется с использованием випхалы — традиционного флага андских народов, который представляет собой разноцветную шахматную доску. С приходом к власти Эво Моралеса этот флаг стал официальным наряду с флагом Боливии. Однако его отвергли «зеленые кресты», узревшие в нем символ «андской дикости и колдовства».В качестве ответной реакции на этот андскo-эвистский флаг «цветное» правительство Жанин Аньес (исполняющей обязанности президента Боливии после отставки Эво Моралеса, а в марте 2021 года арестованной по обвинению в госперевороте. — Прим. авт.) решило придать официальный статус флагу индейцев Восточной Боливии — патуху. Как только эвисты вернулись к власти, патуху лишили официального статуса.
Жанин Аньес.
Как всегда бывает при «цветных революциях», издались книги о событиях, написанные их участниками. Это важный и весьма характерный момент: свергнутые правительства не рассказывают свою версию событий столь быстро и с таким энтузиазмом, как это делают «цветные революционеры».Последняя из пропагандистских книг о протестах называется «21 день сопротивления. Падение Эво Моралеса» и написана Робертом Брокманом, историком, который считает себя функционером «цветной революции». По его мнению, эта «революция» стала «продуктом спонтанной мобилизации, результатом коллективного идеала демократии, который был нарушен и захвачен». И она же «добилась при посредничестве богини Фортуны того, чего не добились венесуэльцы или сирийцы даже при огромных человеческих жертвах».
Тем не менее, оглядываясь назад, можно сказать, что «цветная революция» в Боливии стала кратковременной победой некомпетентности правых элит.Последствия «цветной революции» — грязь и неустроенность.
Ее активисты, в частности крусенисты, не смогли предложить серьезной политической альтернативы.
Эвизм же можно отнести к числу наиболее актуальных и сложных массовых политических движений в Латинской Америке в XXI веке. Однако его значение обычно недооценивается из-за небольшого размера Боливии и ограниченного международного влияния.С такого рода явлениями нельзя покончить с помощью юридических решений или путем «цветных революций», пример тому — Венесуэла: с чавизмом (возрождающимся в настоящее время) не удалось покончить ни госперевороту 2002 года, ни временному президентству Хуана Гуайдо в 2019‑м.
Зато эвизм как опора на истинно национального лидера характеризуется количественным улучшением общих условий жизни боливийцев и экономическим прогрессом, которого страна не видела десятилетиями.Ныне возможность возвращения Эво Моралеса к власти весьма реальна в краткосрочной перспективе. Вероятность того, что он сделает это в качестве президента республики, не так высока, как вероятность того, что он сделает это через подконтрольного ему президента. В политической истории Латинской Америки такое случается очень часто.
Оливье РОКПЛО, доктор, политолог, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).
Хорхе ЧАКОН-СОЛАР, университет Буэнос-Айреса (Аргентина), магистр экономических наук, специалист по финансовым вопросам Южной Америки.