Мультик в штрихах
На одной стене в кабинете художника-постановщика Светланы Ковалевской висит планшет с кармашками для раскадровки, на противоположной – портреты главных героев картины. Режиссер-постановщик Елена Турова перекладывает наброски, выполненные на небольших бумажных листочках. На одном – кот по кличке Мурмот рисует на доске Козла. На другом – Козел в окружении свинок, овечек, гусей. Красные стрелочки расходятся от рогатого-бородатого и обозначают, что животное злое и может забодать. Далее – кукла Эля изображает на доске Улитку, которая в будущем вырастет и победит Козла… Чтобы кратко рассказать, о чем идет речь в 13-минутном фильме (если быть более точными, то одна серия длится 12 минут 59 секунд), потребуется около двух сотен набросков-подсказок.
Тексты песен, вошедших в мульт-мюзикл, написала режиссер Елена Турова
– С помощью таких «комиксов» мы видим последовательность и крупность планов, их композицию, задаем динамику действию – каждую сцену расписываем по секундам, – раскрывает секреты создания мультика Елена Турова. – А значит, можем что-то убрать или, наоборот, добавить еще до того, как за дело возьмутся аниматоры. Правильный тайминг очень важен: если не дать «воздуха» между событиями, зрителю может не хватить времени, чтобы прочувствовать ситуацию. Если сильно затянуть сцену, не сработает гэг – комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. Получится не смешно.
Пока треть кармашков для рисунков пустует, но день-два – и они заполнятся. После этого аниматоры займутся «оживлением» картинок – герои будут двигаться, петь, танцевать.
Мир спасут мечтатели
Светлана Ковалевская набрасывает простым карандашом очертания куклы Эли, которая мечтает превратиться в настоящую девочку:
– Это мой любимый персонаж. Мальчик Саша – личность сложная, развивающаяся, где-то даже противоречивая. Его можно понять: на нем лежит огромная ответственность – он должен спасать мир. Кот Мурмот энергичный, хулиганистый, хотя, безусловно, благородный. А Эля нежная, смышленая, соображает даже в тех ситуациях, в которых остальные, поддавшись воздействию отрицательных персонажей, не способны думать. Троица путешествует по Поднебесьям и участвует в невероятно интересных событиях. А вообще мне нравятся все герои. И сама история.
К одной серии Светлана Ковалевская делает сотни рисунков-подсказок
Пока рождается очередная картинка, которая займет свое место в кармашке планшета, Елена Турова рассказывает подробности сюжета:
– Талантливый ученый создает суперкомпьютер, который обещает всех людей сделать счастливыми. Но коварный червь с помощью этого изобретения прорывается в реальный мир и вырастает в монстра. Он обволакивает землю и закрывает ее шестью Поднебесьями, на каждом из которых селит своих «вассалов»: Разлюляя, Великарла, Баюшку, Наглюка, Сытуху и Страх, называющих себя «суперзвездами». Люди забывают о настоящих звездах, перестают мечтать и любить. Феи решают им помочь и передают на землю спасительный подсвечник, зажечь который может только мечтатель…
Работа над фильмом идет активно, параллельно над несколькими сериями. Уже готов сценарий пятой, заключительной, части. В основе мюзикла книга «Звезды седьмого неба», которую написал Геннадий Давыдько. На сцене Национального академического драматического театра имени Максима Горького постановка с 2009 года, но для анимации сюжет пришлось несколько адаптировать.
Режиссер Елена Турова, сопровождая свой рассказ жестами, мимикой и репликами из музыкальной сказки, подходит к зеркалу: вот он – тайный инструмент аниматоров.
– Не знали? Чтобы как можно точнее передать движения героев на экране, мультипликаторы сами часто проделывают трюки перед зеркалом, а затем переносят их на бумагу. Многие западные студии приглашают кинозвезд, которые «проигрывают» перед камерой мультипликационных персонажей. Иногда актера одевают в костюмы со специальными датчиками, помогающими «копировать» движения и мимику.
По следам бременских музыкантов
В соответствии с законами жанра в фильме много песен. На одну серию приходится до девяти музыкальных номеров, каждый из которых длится от 40 секунд до минуты. Музыку написал композитор Леонид Ширин. А говорят сказочные герои голосами Тео (Юрия Ващука), Дениса Дудинского, Ивана Вабищевича (Дяди Вани), Елены Дубровской, Светланы Залесской-Бень, Анатолия Длусского, Георгия Волчека, Виктора Васильева, Марины Варенич.
Дядя Ваня озвучил уже трех героев. Елена Турова в восторге от того, с какой легкостью певец перевоплощается из одной роли в другую:
– Чувствуется кавээновское прошлое Ивана. Ему даже объяснять ничего не надо, все ловит на лету!
В одной части исполнитель озвучивает хозяина первого Поднебесья Разлюляя – бездельника и клоуна.
– Ха-ха! – пытается подражать Дяде Ване Елена Турова.
В другой серии певец и шоумен предстает в образе Лизуна-солдафона, гремящего, словно барабан, а в третьей – Спрута, по манере исполнения напоминающего героя из бродвейского мюзикла.
Тео, к примеру, озвучивает кота Мурмота.
– Ах, этот мир лишен основ, раз так не любят здесь котов! – Елена декламирует строчки из песни. Что, впрочем, неудивительно: тесты к музыкальным произведениям написала она сама.
Режиссер, демонстрируя небольшой отрывок будущей картины, признается, что уже устроили просмотр для небольшой аудитории:
– Детям понравилось. Фильм яркий, в нем много музыки, запоминающиеся персонажи. В конце юные зрители поинтересовались, что будет дальше? Хочется, чтобы у ребятни появился хороший мультфильм, такой же узнаваемый, как «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «Летучий корабль».
Творческая группа планирует закончить работу над музыкальной сказкой «Звезды седьмого неба» к 2020 году и очень надеется, что лента «про то, как хорошо быть хорошим» найдет своего зрителя.
uradova@sb.by
Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА.