Документальное кино — зеркало, в котором отражается общество, оттого произведения, основанные на фактах, призванные раскрыть с экранов отдельные грани реальности, популярны порой больше, чем игровые фильмы. VIII Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» определил конкурсную программу 2024 года. Разбираемся, какие темы волнуют сегодня документалистов разных стран и чего ждать любителям конкурсных показов.
Всего на конкурс фестиваля «Евразия.DOC» в этом году прислано 324 документальные киноленты из 16 стран мира. Организаторы отмечают расширение географии конкурсной программы фестиваля. Как и всегда, активно участвуют документалисты из России и Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана. Кроме того, свои работы заявили на конкурс режиссеры из Бангладеш, Германии, Грузии, Индии, Ирана, Латвии, Турции и других государств. Темы конкурсных работ не ограничивались — интересно все, что происходит на евразийском пространстве, причем как в формате исторического экскурса, так и отражения современных интеграционных, социальных и политических процессов.
В финальную конкурсную программу вошло 32 фильма. Именно они будут показаны в конце сентября — начале октября в кинотеатрах Смоленска и Минска. Документалисты смогут самостоятельно презентовать свои картины в формате открытых показов с дискуссиями и творческими встречами.
— Очень отрадно, что Беларусь традиционно на фестивале занимает второе место по числу заявленных фильмов. В текущем году пришло рекордное число заявок и на фестиваль в целом, и от Республики Беларусь, — отметил исполнительный директор фестиваля «Евразия.DOC» Андрей Кривошеев. — Интересны работы из тех стран, которые раньше на наш фестиваль не заявлялись, — как, например, Бангладеш, Индия. Расширил свое представительство Китай, прислала фильмы Турция. Иран — еще одно открытие для нас. Один из иранских фильмов вошел в короткий список, посмотрим, где мы будем его показывать, надеюсь, что в Минске. Что касается Беларуси, то из 51 заявки в финальную программу отобрано шесть кинолент. Это как работы представителей наших крупнейших телеканалов — Белтелерадиокомпании, Второго национального телеканала, МТРК «Мир» и «Воен‑ТВ», так и несколько сильных заявок от Национальной киностудии «Беларусьфильм». Кстати, «Беларусьфильм» впечатлил неожиданным раскрытием темы, когда через личность народного художника Ивана Миско показывают стремление Беларуси и белорусов в космос, ведь этот скульптор прославился как раз изображением знаменитых космонавтов.
Белорусские документалисты традиционно обращаются к теме Великой Отечественной войны — в этом году в контексте 80‑летия освобождения республики от немецко‑фашистских захватчиков. Кроме того, бороться за новые победы предстоит документальному триллеру телеканала ОНТ «Гаспар на связь не вышел», который прогремел в Беларуси, а теперь ждет широкого признания за рубежом.
— Мы постараемся показать его и в России, и в странах СНГ: Казахстане, Кыргызстане, — планирует Андрей Кривошеев. — Кстати, тема терроризма и противостояния государств и народов террористической угрозе нашла свое отражение в программе фестиваля. Так, вспоминают события Беслана российские документалисты: их эта тема не отпускает. Тем более что она все сильнее выходит на передний план — террор используют как инструмент в гибридной третьей мировой войне, которая ведется сегодня в разных уголках мира — от Венесуэлы до Бангладеш… Также одной из топовых в России остается тема СВО.
Документалисты из разных точек планеты в этом году сконцентрировались на человеке — его судьбе, преодолении себя, внешних вызовов и сложностей.
Отдельной линией внезапно стала тема качества жизни, отмечает исполнительный директор фестиваля:
— Очень много появилось социальных тем. В Беларуси объявлен Год качества, и удивительно, что множество документалистов из разных стран, не сговариваясь, посвятили свои фильмы качеству жизни людей, их духовному росту в сложном мире, жизни людей с редкими заболеваниями, с инвалидностью и их адаптации и социальной реабилитации, встроенности в общество, что очень важно... Сюда же я отношу картину о жизни замечательного фигуриста Романа Костомарова, который потерял руки и ноги и снова вышел на лед — фильм‑преодоление, фильм‑характер. Это все о качестве человеческого сознания, души и о качестве жизни человека в социуме. Мне кажется, это очень символично, и было бы здорово максимум этих новых, свежих, откровенных работ показать здесь, в Минске. И не только в Минске, поскольку Совет Республики и лично Наталья Кочанова традиционно поддерживают постфестивальные показы лучших фильмов в регионах Беларуси.
Работы, прогремевшие на «Евразии.DOC» осенью, по окончании фестиваля отправляются в гастрольный тур: их ждут не только и не столько в областных центрах, сколько в малых городах, райцентрах, поселках, где зритель ценит настоящую, искреннюю документалистику, а тот или иной документальный фильм становится поводом обсудить важные темы.
— Традиционно белорусские фильмы мы хотим максимально показать в российских кинотеатрах и в регионах Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы, как мы делали в прошлом году, — отмечает Андрей Кривошеев. — Каждый фильм из нашей программы, мы это часто видим, начинает жить своей особой жизнью. И часто не мы выступаем инициаторами, а на нас выходят заинтересованные прокатные организации и предлагают устроить открытый показ с привлечением авторов, режиссера и героев фильма.
VIII Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» будет проходить с 30 сентября по 4 октября в Смоленске и Минске, где зрители на больших экранах смогут увидеть лучшие фильмы из конкурсной программы и пообщаться с их авторами.