Режиссер Александр Янушкевич готов воевать со стереотипами

Человек в «Золотой маске»

«Сейчас на «временном» здании театра кукол не написано «кукол», надеюсь, на реконструированном тоже их не будет. Оно не нужно плюс экономия средств. Будет просто «театр». Хватит идти на поводу у стереотипов и советских установок». Такой он, главный режиссер Брестского театра кукол Александр Янушкевич, во всем: бунтарь, экспериментатор, пересмешник. Яркий представитель поколения 40–летних белорусских режиссеров, которых сегодня рвут на части от Карелии до Урала. Им есть что сказать, и таких всегда не хватает в искусстве. Янушкевич — лауреат Национальной театральной премии Беларуси, российской театральной премии «Золотая маска» (за спектакль «Толстая тетрадь» Пермского театра кукол, худруком которого тоже успел поработать несколько лет). Сегодня Александр ставит и в Беларуси, и по всей России. Но и не забывает про родной брестский коллектив: здесь 4 октября пройдет премьера его авторского (а разве бывают другие? — так и слышу его саркастический голос) спектакля «Боскi адбiтак». Его «Новую землю» уже с большим успехом показали в программе Belarus Open международного форума театрального искусства «ТЕАРТ».


— Александр, напомните читателям, у премьерного спектакля «Боскi адбiтак» какой литературный первоисточник?

— Никакого. Это такая история без нарратива... Эта фантазия. Моя, актеров, художника Татьяны Нерсисян, хореографа Александра Козина. Это некое сражение с «материей», в данном случае с поролоном. Там 500 килограммов поролона на сцене. И с ним нужно будет бороться.

— Что вы скажете тем, кто говорит, что спектакли кукольного театра для взрослого зрителя сегодня становятся все более визуально изощренными, но актерской игры в них все меньше. Актер стал функцией, как декорация или свет.

— Мне кажется, это зависит от материала. И подходы в работе надо чередовать. В одном спектакле нужна актерская игра уровня шекспировского Гамлета, а в другом, пардон, нет. Где–то ее нужно задействовать, и тогда ее уже не замылить дополнительными визуальными эффектами. Есть объективные задачи материала.

— Что меняется в жизни режиссера после того, как его спектакль признается лучшим на «Золотой маске»?

— Во–первых, в случае с Пермским театром кукол обратили внимание на театр и начали разрабатывать документацию по его реконструкции. Здание с 60–х годов прошлого века никоим образом не ремонтировалось. И это такая реальная отдача от «Золотой маски». Во–вторых, да, приглашают больше и внимания к тебе больше. Это приятно, конечно.

— «Золотая маска», полученная за спектакль, весомее премии, полученной только за режиссуру?

— Председатель СТД России Александр Калягин как–то говорил, что «в лучшем спектакле лучшее — все».

— Вы утверждали в одном из интервью, что по своему складу совсем не руководитель, хотя проработали в этом качестве в Пермском театре кукол несколько лет...

— Речь шла о другом. Я имел в виду, что по своей сути я — не хозяйственник. А в Перми я был первым лицом с правом первой подписи... И художественная часть, и финансовая, и все административные вопросы лежали в зоне моей ответственности. Есть, наверное, в нашем деле последние из могикан, которые это все умеют совмещать. Либо доверяют на сто процентов другим. К сожалению, такое случается крайне редко.

— Александр, а как должны реагировать зрители, когда приходят в театр кукол и не видят, собственно, на сцене кукол?

— Я об этом часто говорю... Это такая, по–моему, еще советская история: все поделить и назвать какими–то строгими терминами. А кукольный театр уже перерос эту установку. Как и драматический театр перерос чистую драму. В мировом контексте везде происходит синтез. Все давно в драме и поют, и танцуют. А эти названия застолбленные мешают воспринимать искусство с чистого листа. Как реагировать, вы спрашиваете? Относитесь как к данности! Будьте свободными от всяких установок. Я уже упоминал, мы хотим в Бресте на открывающемся нашем новом здании даже не писать «театр кукол», будет просто театр. А что вам там покажут — куклу, живого актера, какой–то художественный объект — дело десятое. Главное — качество и уважение к зрителю. Должен быть элемент неожиданности.

— На святое замахнулись... Это же настоящий переворот в нашем зрительском сознании.

— Это слишком громкое слово. Но ребенку же покупают штанишки большего размера к 1 сентября? Так и у нас. Такая сейчас данность. Иначе — тупик.


— Пишут, что и в вашем недавнем премьерном «Вишневом саде» в Петрозаводске вместо кукол были маски на актерах. А чем это было продиктовано?

— Было уже столько интерпретаций этой пьесы Чехова, что в какой–то момент ее герои действительно превратились для всех нас в маски. Масками тоже никого не удивишь, но у нас в спектакле они мягкие. Они мимируют, трансформируются, меняются, в том числе и гендером. Вся история, конечно, снова о зависимости формы и содержания. Мы убили плоть, но все остальное осталось живое. И мне захотелось посмотреть, как при сохраненном и очень известном тексте персонажи будут существовать в этом узком коридоре масочной условности. Конечно, во всем этом есть и элемент состязания или соперничества кукольного театра с драматическим, куда же без него.

— Можно сказать, что в Перми или Петрозаводске вас понимают лучше, чем в Минске или Бресте?

— Пермь — продвинутый город. В нем проходят многочисленные фестивали, зрители многое видели. И там никого уже и ничем не удивишь и не шокируешь. С другими городами сложнее.

— Вы часто работаете с художником Татьяной Нерсисян? Почему?

— Потому что она делает неправильно. А вот неправильно в театре всегда правильно и наоборот.

— Каким вы видите свое будущее в Брестском театре кукол? Вы настроены на долгую работу? Удается все совместить, ведь предложений и искушений много, а в России в театре и деньги другие?

— Другие, да. Но я настроен на театр. Как место каких–то художественных открытий, а не просто развлекательно–зрелищно–просветительское учреждение, пункт обслуживания населения на культурной стезе. Это скучно и неинтересно и не хочется тратить на это жизнь. Мы получаем новое здание — и невероятно крутая штука может там получиться. Можно проводить лаборатории, встречи, эксперименты какие–то, помимо театральных показов.

— Оно совсем новое?

— Там остался сегмент исторической застройки, а все остальное — новье. Целый квартал. Круто–круто будет! Если город поймет, что можно из этого сделать настоящую жемчужину, тогда хорошо. Настоящий региональный культурный центр. Если там, конечно, не будут играть свадьбы по выходным.

— Александр, чем еще порадуете зрителей?

— В декабре выпускаем премьеру «Мальчик, который плавал с пираньями» в Минске. В Молодечно — относительно современную историю по знаменитой уже пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в восемь».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter