26 декабря поклонники отметят юбилей артиста, сценариста и режиссера Валерия Приемыхова

Человек принципов

Актер, режиссер, сценарист Валерий Приемыхов в творчестве шел собственным путем. Он сыграл в знаковых картинах своего времени «Пацаны», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Мама, не горюй», «День полнолуния», «Крестоносец», снял три полнометражные ленты, внес ощутимый вклад в кинематограф о подрастающем поколении. Зрители считали его супергероем, критики часто называли новым Василием Шукшиным. Харизматичность, обаяние, внутренний стержень, порядочность сделали его настоящим героем с обложки конца 1980-х. 26 декабря поклонники таланта Приемыхова отметят 80-летие со дня его рождения.


С мечтой о сцене

Валерий Приемыхов родился в городе Куйбышевка-Восточная (ныне Белогорск Амурской области). В 1950-х переехал с родителями в город Свободный, где его отец работал в управлении Амурской железной дороги. Учился в свободненской средней школе № 6, которая теперь носит его имя. Вскоре семья перебралась в Благовещенск, там Валерий и окончил среднюю школу.

Первым местом, где Приемыхов попробовал себя как актер, стал Уссурийский драматический театр. В 1966 году он окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств. По окончании учебы его распределили в Русский драматический театр имени Н. К. Крупской в городе Фрунзе. Здесь Валерий проработал около трех лет, прежде чем решился уехать в Москву.

Не опустил руки

В 1969-м Приемыхов стал студентом сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. Во время учебы подрабатывал дворником и кочегаром, много читал и писал. Окончил ВГИК в 1973-м.

Поначалу не все складывалось гладко. Первая картина по его сценарию — «Иван и Коломбина» — была названа журналом «Советский экран» худшим фильмом года. Однако Валерий не опустил руки и написал сценарии к кинолентам «Дикий Гаврила», «Миг удачи», «Житейское дело».

Встреча с Асановой

Продуктивным оказалось сотрудничество Приемыхова с режиссером Динарой Асановой. В кино он дебютировал именно в ее камерной психологической драме «Жена ушла». Главная героиня — тихий библиотекарь Вера в исполнении Елены Соловей — после 11 лет брака уходит от мужа Александра, которого сыграл Приемыхов. Для брошенного мужа этот поступок необъясним — он пытается выяснить причины, но это ему так и не удается. А ведь изначально, по задумке режиссера, главных героев должны были сыграть Владимир Высоцкий и Марина Влади, однако что-то не срослось.

Его сотрудничество с Асановой продолжилось в картинах «Никудышняя» (по его сценарию) и «Что бы ты выбрал?». Но этими работами оно не ограничилось.

Режиссерские опыты

С 1975 года Приемыхов писал сценарии. Как уже отмечалось, по двум из них сняла картины Динара Асанова («Никудышняя» и «Милый, дорогой, любимый, единственный…»). Валерий Огородников для своего режиссерского дебюта выбрал его сценарий «Взломщик». Одну из главных ролей в этом фильме сыграл рок-музыкант Константин Кинчев, засветились в нем и другие рокеры.

Со временем Приемыхов, пройдя через хорошую школу Динары Асановой, сам окунулся в режиссуру: он хотел высказать что-то главное, наболевшее. Героями его картин становились либо люди неприкаянные, либо дети, только нащупывающие свою жизненную дорогу.

Как режиссер Валерий Михайлович снял три картины: «Штаны», «Мигранты» и «Кто, если не мы». Все они разные по темам и настроению, но объединило их одно — общая тревога за души людские, за наступающее время разлада, неустроенности и междоусобиц.

В психологической драме «Штаны» главный герой — провинциальный театральный актер Бацанов в исполнении блистательного Юрия Яковлева — берет на себя вину сына за убийство. Однако следователь Мишин (его сыграл сам Приемыхов) все-таки докапывается до истины.

Картину «Мигранты» он посвятил молодому поколению, оказавшемуся на жизненном перепутье. А главными героями мелодрамы «Кто, если не мы» стали трудные подростки.

Нерв времени

Приемыхов хорошо слышал свое время, отзывался на его болевые точки. И всегда был трудоголиком. В последние годы жизни он снялся в картинах «Время печали еще не пришло», «Крестоносец», «Мама, не горюй», «День полнолуния», а также в сериале «Каменская». Работал главным редактором киностудии имени Горького, писал сценарий «Владимир Святой» о князе Владимире Красное Солнышко, о крещении Руси. К сожалению, эту работу он так и не закончил. Стал лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства 1999 года за произведения для детей и юношества (за художественное воплощение на киноэкране проблем молодежи и подростков).

Валерий Михайлович ушел из жизни 25 августа 2000 года на 57-м году жизни и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Его вклад в советский и российский кинематограф бесценен. Он писал и работал с такой же верой в человека, как Максим Горький, Василий Шукшин и другие классики.

Мелодрама «Милый, дорогой, любимый, единственный…», снятая Асановой по сценарию Приемыхова, исследовала природу человеческой одержимости и эгоизма: героиня в исполнении Ольги Машной втягивает доверчивого Вадима, которого сыграл Приемыхов, в криминальную историю. Кстати, в реальной жизни Ольга Машная стала женой Валерия Михайловича.


В дебютном фильме Александра Кайдановского «Простая смерть...» по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» Приемыхов сыграл главную роль, и эта работа стала для него, по его собственному признанию, очень изнуряющей.


В картине Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер создал запоминающийся образ Сергея Басаргина по прозвищу Лузга, который дает отпор бандитам. Эта роль принесла Приемыхову вторую Государственную премию СССР.

Тревога за души

Ярким киношным событием стала драма «Пацаны», снятая на «Ленфильме» Динарой Асановой по сценарию Юрия Клепикова. Герой Приемыхова — Павел Антонов — собирает трудных подростков в летнем спортивно-трудовом лагере, где пытается помочь каждому измениться и поверить в себя. С подачи читателей журнала «Советский экран» эта лента заняла второе место в списке лучших фильмов 1983-го, уступив лишь мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». А исполнитель главной роли оказался в числе лучших актеров года.

На разных кинофестивалях и сама картина, и ее создатели получили целый ряд наград. Кроме того, в 1985-м Динара Асанова (увы, уже посмертно), Юрий Клепиков и Валерий Приемыхов удостоились за эту работу Государственной премии СССР.

КСТАТИ

В обширной фильмографии Валерия Приемыхова есть работа и у белорусского режиссера Михаила Пташука: в драме «Наш бронепоезд» он исполнил небольшую роль Евгения Рудича.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter