(Окончание. Начало в № 7.)
— В одной из командировок по Европе привлекли внимание порционные коробочки с медом на каждом столе в столовой. Все запечатано, аккуратно, красиво. Почему бы такое не сделать и у нас? Мед важен для силы, ума и энергии. Его называют нашей второй кровью. При этом у опытных, а также начинающих пчеловодов все чаще возникают вопросы с его реализацией.
Работаю на пасеке 30 лет. Считаю, что отрасль важна для развития АПК страны, но остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы. Один из них — химобработка рапса, о проведении которой забывают предупредить руководители сельхозпредприятий, в результате погибают пчелы.
Михаил ГРУЗДОВ, Витебская область
— Пятый год совместно с коллегами продвигаем идею о необходимости поставок меда в детские сады, школы, воинские части, госпитали, санатории. Как вариант, ароматный белорусский мед в мелкой фасовке могут предлагать также в поездах и самолетах вместо сахара. Это практикуют во многих странах.
Кстати, в Японии детям с дошкольных учреждений и до окончания школы каждый день дают ложку меда. Можно привести и другие интересные примеры в подтверждение того, что продукт этот следует употреблять регулярно, если у вас нет аллергии. Существует теория: переход человека умелого к разумному произошел благодаря тому, что он активнее стал употреблять мед, питать мозг, повышать уровень глюкозы в крови.
Второй кровью называть мед не спешил бы, но, безусловно, он необходимый продукт питания, даже, может, больше, чем мясо, крупы. Словаки однажды провели поучительную акцию: один день во всех продуктовых магазинах можно было купить только бананы. На ценниках возле других продуктов написали: «Если пропадут пчелы, вы этого никогда не увидите». И это логично. Останутся бананы, так как это трава, не нуждающаяся в опылении. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн уверял, что после того, как погибнет последняя пчела, человечество исчезнет через четыре года. Слова подтвердил точными расчетами.
В Беларуси пять законодательных актов регулируют вопросы пчеловодства. Вместе с тем, вы правы, остаются нерешенными отдельные проблемные аспекты. И потрава пчел — самый серьезный из них. При этом агрономы понимают, что опыление значительно увеличивает урожайность сельхозкультур и для этого не нужны дорогостоящие препараты, новейшие технологии. Все просто и эффективно.
Говорят, молоко у коровы на языке, подтверждая, что надои зависят от количества и качества корма. Я бы добавил: не будет пчел, и положить-то на язык ей нечего будет. И важно, чтобы это помнили и понимали руководители, специалисты сельхозпредприятий. Травы, бобовые культуры, рапс, из которого активно изготавливают шрот, жмых, нуждаются в опылении. Нужны качественные семена, севооборот, а без пчел достичь желаемого результата крайне сложно.
Канадские фермеры за опыление черники в расчете на одну пчелосемью платят 60—70 канадских долларов. В разгар сезона сумма удваивается. У нас просят не денег, а возможности поставить ульи вблизи, например, рапсового поля.
К слову, именно Витебская область стала первым регионом страны, в котором из областного бюджета выделялись деньги на развитие пчеловодства. Созданные пасеки успешны и сегодня.
Во многих странах, в том числе соседних, на пчеловодство предоставляются государственные дотации. В России пчеловодам дают беспроцентные кредиты.
Несколько слов хотел бы сказать об Азербайджане, где выделяют по 20 манатов на пчелиную семью, а это около 8 долларов. Основа экспорта для них фрукты, в частности яблоки, гранаты. Поэтому и понятен интерес. Но добавлю, что в этой стране на счету каждая пчелиная семья. У нас иначе: процедура регистрации добровольная, и если не продают продукцию на ярмарках, рынках, то и не заявляют пчеловоды о себе. Таким образом, точного количества назвать не можем. По документам более 200 тысяч пчелосемей, хотя если зарегистрировать всех, то, вполне вероятно, получится вдвое больше. Проще было бы всех сосчитать, если бы оказывалась финансовая помощь.
— В деревне на земельном участке, где раньше жил дедушка, стоят заброшенные ульи. Как минимум они пустуют года три. Можно ли их дальше использовать и надо ли проводить дезинфекцию?
Евгений, г. Минск
— Более того, их нужно использовать. На самом деле если ульи пустовали так долго, то возбудителей болезней, которые могли бы причинить вред вашим пчелам, гарантированно там не осталось. Американский гнилец живет дольше других — максимум два года вне пчелиной семьи.Поэтому рекомендовал бы механически при помощи пчеловодческой стамески почистить стенки, фальцы, потолочные дощечки от остатков прополиса, промыть стенки мыльной водой, даже с хозяйственным мылом, просушить на солнце пару дней. И можно использовать, пчелы поселятся с удовольствием.
Что же касается рамок, то их, скорее всего, успели повредить мыши, моль. В таком случае необходимо почистить, затем на 20—30 секунд погрузить в кипящую воду. К тому же всплывет лишний воск. Их можно уже сейчас достать из ульев, положить на крышу. Дождь, снег, лучи солнца — отличная естественная дезинфекция.
— На соседском участке в прошлом году появилось несколько ульев. Никого пчелы пока не покусали, но все равно переживаем, особенно за внуков. Скажите, сколько ульев могут держать пчеловоды на приусадебном участке в городском поселке, агрогородке, деревне, существуют ли ограничения?
Нина Николаевна, аг. Луговая Слобода, Минский район
— В нашей стране отсутствует законодательный акт, регламентирующий количество пчелосемей на приусадебном участке, но есть правила, предписанные законом, которые обязан соблюдать пчеловод. Напомню, мы говорим о застройках усадебного типа, не о садовых товариществах. Там действуют свои правила.Пчеловод должен позаботиться об установке сплошного забора не ниже 2 метров высотой. Если же используется сетка, то размер ее ячейки не более 2 сантиметров. Ближайший улей должен находиться на расстоянии не ближе 10 метров от границы участков. К тому же домики следует покрасить, установить летками в сторону, противоположную от соседей. Все это делается для того, чтобы пчелы не залетали на соседский участок. Да и породы пчел выбирать миролюбивые.
Я тоже пчеловод: ульи от крыльца стоят близко, дети спокойно ходят по двору, и с соседями у нас не возникает вопросов. Главное, действовать по правилам, тогда не будет повода для опасений, наоборот, возрастет уверенность в щедром урожае фруктов, ягод, овощей на вашем участке. И конечно же, пчеловод обязан угощать соседей медом. Скажите ему, что это даже в учебнике прописано.
— Осенью купили на рынке мед в пластиковом контейнере, так его и храним. Правильно ли это? Как долго он сохраняет полезные свойства?
Василий ГОЛОВЛЕВ, г. Слуцк
— Считаю, что продажа меда в пластиковой таре себя оправдывает. Каждый, кто хоть раз видел десятки разбитых стеклянных банок с ценным лакомством, меня поймет. Если покупаете у пчеловода на пасеке, другой вопрос — он нальет в любую емкость. А вот на рынок везти опасно. Удельный вес меда в одном литре составляет около 1,4 килограмма. Высокий показатель, подтверждающий, что даже от незначительного удара стеклянная банка треснет и ее придется выбросить. Поэтому применение пластика — мера вынужденная, в интересах продавца и покупателя.Другое дело, приехав домой, следует переложить в другую посуду. И снова же не рекомендую стеклянную. Мед со временем кристаллизуется, его сложно достать, ложка может соскользнуть, ударить по стенке — трещина неизбежна. Я предпочитаю керамическую посуду. Есть еще один штрих: не стоит ставить горшочек в темное место — вы про него тотчас забудете. Оставьте на столе, ешьте каждый день хотя бы по маленькой ложечке.
Что касается сроков хранения, то по ГОСТу — год, на основе проведенных исследований — два года. Рекомендации советских времен увеличивали временной отрезок до пяти лет. Интересный факт: при осмотре гробницы фараона Тутанхамона нашли горшочек с медом. За 5,5 тысячи лет он высох, превратился в специфический сахар. Полезных свойств в нем не осталось, но и вреда он принести не может, если его съесть.
— В продолжение ранее обозначенной темы о химобработке рапса хотел бы высказать просьбу: вносить препараты, когда растения находятся в стадии бутонизации, а не цветения. Это позволит минимизировать риски. Что касается реализации меда, то последние два года у крупных пчеловодов остаются непроданные запасы, хотя мед безупречного качества. И никто не ставит этого под сомнение. На рынке все больше российских предложений, они дешевле. Можно ли в нашей стране сделать так, чтобы белорусский мед был в приоритете, предоставлять ему более выгодные условия, преференции?
Иван КАРПЕНЯ, г. Глубокое
— Необходимость проведения химобработок посевов оправданна, но на местном уровне следует более пристальное внимание уделить этому вопросу. Самое страшное, когда пчеловод даже не знает о том, что на полях уже работает техника: у него нет шанса спасти пчел. Такого быть не должно. К сожалению, из разных уголков страны поступают схожие сообщения. Это говорит о том, что необходимо срочно выработать четкий механизм взаимодействия на республиканском уровне. Для опыления имеющихся площадей рапса необходимо 1,2 миллиона пчелосемей, у нас на этот момент в разы меньше. А значит, аграрии теряют шанс получить более высокий урожай.По второму, не менее важному вопросу. В рамках Таможенного союза ограничить импорт наша страна не сможет. Возможно, следует предпринимать другие действенные шаги. Израиль пошел следующим путем. Ввел на семь лет 350-процентную наценку на импортируемый мед, затем каждые полгода снижал ее на 50 процентов. Это дало возможность пчеловодам укрепить позиции на рынке, заявить о своих возможностях. Как итог — почти перестали импортировать, пропал спрос.
Возможно, следовало бы в стране организовать госзакупку меда, чтобы в дальнейшем торговые сети могли фасовать, продавать отечественный натуральный товар. В советские времена райзаготконторы занимались этим вполне успешно. К тому же наш мед востребован за рубежом. Литва готова закупать полифлорный, особенно лесной мед.
Сегодня мне назвали оптовую цену на внутреннем рынке: 4—5 рублей за килограмм, рентабельность производства при такой цене крайне низкая. Пчеловоду остается или продавать по себестоимости, или отправлять на дальнейшее хранение. Если не принимать мер, объемы реализации белорусского меда продолжат снижаться.
К слову, в Молдове проблему с реализацией решили, построив завод по переработке меда, — новые виды продукции, развитие экспорта. Им проще, у них открыт европейский рынок. Но и у нас экспорт сельхозпродукции стремительно набирает обороты. Мед может дополнительно усилить наши возможности, повысить престиж страны.
— На базаре летом предлагали купить мед из одуванчиков, лечебных трав. Никогда не пробовала, вот и в этот раз рисковать не стала, выбрала по привычке рапсовый. Скажите, есть ли у них принципиальное отличие, какой полезнее?
Елена Владимировна, г. Минск
— Одуванчиковый мед, некоторые его называют одуванчиковым вареньем, вкусный и полезный. А вот мед из лечебных трав — обман. Название дается не просто так. В составе должно присутствовать не менее 30—40 процентов пыльцевых зерен одного вида. И тогда мы можем с полной уверенностью говорить о том, что приобрели мед липовый, рапсовый, гречишный.Два предприятия в Беларуси проводят специальный пыльцевой анализ, в том числе наша лаборатория в агрогородке Самохваловичи. Если у вас есть опасения, приезжайте, проверим. Сможем доказать правоту или обман продавца. Только вот если он говорит, что ульи стояли рядом с рапсовым полем, это еще не значит, что мед рапсовый. Пчелам невозможно диктовать условия.
О липовом меде скажу отдельно. В Беларуси его получить крайне сложно. За 20 лет работы проводимый анализ ни разу не подтвердил соответствие названия содержанию продукта. Да, он хороший, но не липовый. Славится, например, мед российской дальневосточной липы. Когда же говорят о возможности купить недорого в нашей стране липовый мед из Башкирии, у меня это вызывает смех. Им и самим не хватает. Татары, башкиры много едят меда, это главный ингредиент их национальных сладостей. Кто не знает их вкусный чак-чак?
Высока вероятность купить на ярмарке под названием «алтайский мед» обыкновенный подсолнечный, хотя и собран он на Алтае. Отдельный анекдот — мед диких пчел. Ни в коем случае не верьте! Это обман. Нет столько в мире диких пчел, сколько продается их меда.
Поэтому мой совет, без шуток: заведите себе пчеловода. Есть у многих из нас любимый парикмахер, стоматолог, врач узкой специализации, к которым обращаемся в случае необходимости, доверяем их высокой квалификации. Познакомьтесь с пчеловодом, и пусть он вам регулярно с пасеки поставляет мед. Для него это шанс своевременно реализовать продукцию, вам гарантирует качество.
— Скажите, не опасно ли покупать мед на ярмарках, выставках? В магазине берем продукты и уверены, что они соответствуют санитарным нормам, а здесь же не знаем, где находится пасека и как собирается мед? Обязательно ли спрашивать у продавцов документы при покупке?
Наталья, аг. Новоселки, Пуховичский район
— Опасения безосновательны. Пчеловоды, которые реализуют свою продукцию на сельхозярмарках, имеют соответствующие документы, в частности паспорт пасеки, выданный ветеринарной службой, справку из сельсовета, а также лечебного учреждения, сертификат соответствия качества продукции. Опираясь на личный опыт, скажу, что люди, продающие мед, как правило, имеют при себе все документы.Да, мы не видим, как мед извлекается из сотов, насколько соблюдается чистота и порядок. Но есть плюс — в мире не существует ни одного возбудителя заболеваний, который мог бы передаваться через мед. В нем даже палочка Коха, случайно оказавшись, погибает. Настолько высокие у него антисептические свойства.
Но все же не рискуйте, покупайте у проверенных пчеловодов и с осторожностью относитесь к экзотическим лакомствам, а также медовым продуктам, продаваемым под видом меда. Аккураевый, каштановый не свойственны для Беларуси. Ешьте рапсовый, вересковый или же собранный пчелами с плантаций малины, крушины. Как раз на сельхозярмарках основу составляют наши пчеловоды, приехавшие из глубинки.
— Слышала, что некоторые агроусадьбы приглашают посмотреть пасеки, угощают медом, продают тематические сувениры. Может ли это стать в перспективе новой бизнес-идей для развития пчеловодства в стране? И еще один вопрос: так ли полезны апидомики, как о них рассказывают? Это неопасно?
Анастасия, Ганцевичский район
— Можно ли организовывать рядом с пчелами туристический бизнес? Можно и нужно. В свое время таких пасек, посещаемых туристами, было огромное количество, особенно в Закарпатье. Очень привлекало это отдыхающих в санаториях, домах отдыха. В Грузии или же Азербайджане экскурсия на пасеку — отдельная тема. Почему это интересно? Горожанам с их привычным укладом жизни интересно окунуться в другую реальность, посмотреть на особый мини-мир пасеки, в каждом улье — своя жизнь, свои правила.Лауреатов Нобелевской премии в мире много, и только один из них получил награду за исследования в области пчеловодства. Австрийский зоолог Карл фон Фриш расшифровал так называемые танцы пчел. Это еще раз подчеркивает: понять этих животных — задача не из легких.
Особый восторг вызывают у туристов специально оборудованные для наблюдений ульи. Слышал эмоциональный рассказ туриста, увидевшего, как матка откладывает яйца. Он снимал на видео, потом всем показывал. Это отличное направление, включающее популяризацию пчеловодства, и возможность рассказать о собственной пасеке, увеличить объемы реализации продукции. Попутно можно продавать сборы лечебных трав или же мед с орехами, другими ингредиентами. Ведь что примечательно, добавленная стоимость трех маленьких баночек меда, например весеннего, летнего и осеннего, выше, чем если бы продали все лакомство в одной таре.
По поводу апидомиков — лежанок, оборудованных над пчелиным ульем или рядом с ним. Они, безусловно, уникальны. Их целебную силу сложно объяснить с точки зрения медицины, психологии, но положительный эффект неоспорим. Воздух, пропитанный ароматом прополиса, меда, воска, пчелиного яда, обладает антисептическими свойствами. Микровибрация пчел, сидящих на стенах ульев, передается отдыхающим, успокаивает.
Быстро засыпаешь, наутро ты бодр, полон сил, энергии и никакой усталости. Но стоит помнить о возможной аллергической реакции. С прошлого года апидомик стоит в санатории «Ислочь» НАН Беларуси.
Вместе с тем большая недоработка, что в наших санаториях почти нет апидомиков. К слову, в прошлом году Турция включила вдыхание воздуха из ульев в официальную программу лечения последствий коронавируса у детей. Скажу больше, турки используют прополис для профилактики, называя его блокиратором онкологических заболеваний.
КСТАТИ
Снижение количества пчелосемей в мире специалисты связывают с экологической ситуацией, использованием для ухода за растениями препаратов, которые негативно сказываются на здоровье пчел.
— Для привлечения внимания к важной теме в штаб-квартире НАТО поселили несколько пчелосемей. В целом разведение городских пчел отнюдь не новинка, одно из наиболее успешно развивающихся направлений отрасли. Только в Берлине на крышах многоэтажек насчитывается свыше тысячи пасек, которые обслуживает более 400 пчеловодов-любителей. Многие крупнейшие компании для популяризации своих возможностей, отношения к вопросам экологии разводят крылатый трудовой десант, — отмечает Дмитрий Рахматулин.
bernikovich@sb.by