Человек-оркестр Михаил Финберг

Народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси, профессор Михаил Финберг вот уже 20 лет возглавляет Национальный концертный оркестр Беларуси, который, правда, называют просто «оркестр Финберга». Он знает каждую белорусскую интонацию, каждую белорусскую песню, однако лично для себя не делит культурное пространство на свое и чужое. Вместе с оркестром он много работает в России и с одинаковым пиететом относится к хорошему произведению как отечественного, так и российского композитора. Оркестр представлен на соискание премии Союзного государства за концертные программы, посвященные творчеству белорусских и российских композиторов: Е. Глебова и А. Зацепина (2002 г.), В. Мулявина и Д. Тухманова (2003 г.), Н. Чуркина и М. Фрадкина (2004 г.), А. Пахмутовой и М. Дунаевского (2005 г.).

Михаил Яковлевич Финберг родился в абсолютно немузыкальной семье. Его мама была прачкой, папа – простым рабочим. Жили под Мозырем в деревне Мелешковичи. В 47-м году родители переехали в Мозырь, где будущий дирижер и появился на свет. В доме, который перевезли из деревни, жили большой семьей, а одну из комнат сдавали музыканту любительского духового оркестра. Сегодня маэстро вспоминает, с каким интересом он тогда рассматривал альт квартиранта. «У меня было много братьев и сестер, – говорит он. – Один из братьев дал мне как-то барабанные палочки. И, побарабанив, помахав ими в свое удовольствие, я захотел пойти в музыкальную школу и поступил в первый класс. Начал заниматься на скрипке. Инструмент брали напрокат в музыкальной школе, что стоило дорого, а купить свой и вовсе не было возможности».
В Минское музыкальное училище попасть с первого раза он не смог. После пятой неудачной попытки решил попробовать стать воспитанником военного оркестра в Курске. Играл на нескольких инструментах, но остановился на тромбоне. «В Курском музучилище моими педагогами были выпускники Московской консерватории, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Через несколько лет я перевелся в Минское музыкальное училище, в военный оркестр штаба БВО. Учебу не бросал. А когда стал лауреатом одного из конкурсов, поступил в Белгосконсерваторию на первый курс по классу тромбона. Был круглым отличником, окончил консерваторию экстерном, за четыре года. Мне все время хотелось быть ближе к эстраде, тянуло к дирижерскому делу».
Попав на работу в Минский цирк, Михаил Финберг создал оркестр, который по мастерству стал лучшим в системе цирков страны. Он работал с выдающимися мастерами советского цирка – Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным, знаменитым Карандашом… Специально для них писал музыку, делал различные аранжировки.
21 февраля 1987 года Михаил Яковлевич был назначен художественным руководителем и главным дирижером нового оркестра. Тогда он назывался «Концертный оркестр Беларуси». «Я стал собирать новый коллектив, – рассказывает маэстро. – И всю дальнейшую свою жизнь прожил в оркестре. Рано начинаю работать, очень поздно заканчиваю. Я бескрайне люблю Беларусь и сделал бы все, чтобы благодаря оркестру еще больше знали и еще больше любили мою страну».
Когда Финберг только начинал работу в концертном оркестре, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня его коллективом сделано больше двух десятков таких программ, посвященных классикам белорусской литературы – Максиму Богдановичу, Янке Купале, Якубу Коласу, Аркадию Кулешову, Владимиру Короткевичу, Адаму Мицкевичу... Это своеобразная антология белорусской эстрадной песни.
Оркестр под управлением Финберга сопровождал многие фестивали и в Москве. Оркестр в России полюбили, он стал невероятно популярен. А уж в самой Беларуси без его участия сегодня невозможно себе представить ни «Славянский базар», ни любой другой фестиваль. Да и вообще невозможно представить Беларусь без созданных по инициативе Михаила Финберга фестивалей в древних городах Синеоокой – Несвиже, Заславле, Мире, Молодечно, Турове, Мстиславле. Сегодня, например, когда страна и вся Европа празднуют 200-летие со дня рождения уроженца Беларуси – Наполеона Орды, все заслушиваются музыкой этого композитора и его друзей-современников в исполнении Национального концертного оркестра Беларуси.
«Мне трудно понять, что такое отдельно Беларусь и отдельно Россия, – признается Михаил Яковлевич. – Я являюсь сенатором Беларуси и знаю, какие силы прилагаются для укрепления дружбы между нашими народами. Мы, деятели искусства, со своей стороны тоже делаем для этого все возможное». Оркестр под управлением Финберга не однажды участвовал в пленумах Союза композиторов России. В Москве его коллектив провел конкурс «Ступень к Парнасу», на телевидении им записано 678 программ «Угадай мелодию». А сколько новогодних огоньков прошло на российском канале НТВ с участием оркестра, сколько проведено авторских вечеров выдающихся композиторов, которые работали с оркестром!
Михаил Яковлевич с гордостью говорит о том, что в Москве за эти годы сделаны 33 программы, посвященные закладке имен 33 звезд композиторов и певцов на Площади звезд. 30 апреля 2004 года над Москвой взошла и звезда Михаила Финберга. Торжественный акт закладки звезды на Площади звезд увенчался пятичасовым концертом белорусского коллектива. Многие звезды российской эстрады ради этого даже отложили собственные гастроли.
Михаила Финберга называют «человек-оркестр» не только потому, что он – профессионал с большой буквы, но и потому, что он по-настоящему живет любовью к музыке. «Мои друзья – это мои музыканты. Моя семья – это мой оркестр, – признается маэстро. –  Дирижер должен быть человеком очень собранным. Много работать над собой, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Этому надо отдавать все свое время, всю свою жизнь. Есть, конечно, у меня друзья детства. Есть люди, с которыми мне хочется встречаться. Не буду называть их имена – кто со мной остался, тот остался до конца. А в оркестре музыканты – самые мои дорогие и близкие люди. У меня много друзей в Москве. Я дружу со всеми ведущими артистами – Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Игорем Демариным. Я счастлив, что мне и в Кремлевском дворце, и в концертном зале «Россия» довелось исполнить концерт Давида Тухманова с лучшими российскими композиторами, четырежды исполнял концерты Максима Дунаевского, включая посвященный закладке его звезды в Москве. Множество программ Александры Пахмутовой было сыграно также моим оркестром, последнюю из которых мне удалось сделать заново на фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве несколько лет назад. Все композиторы России и Беларуси – близкие мне люди. Многих, увы, уже нет в живых: Юрия Саульского, Андрея Петрова, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского... Но я буду их помнить, сколько будет биться мое сердце. И играть их музыку».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter