Навстречу новой культуре
Дискуссия о новой культуре, поиске собственной идентичности развернулась и в российском, и в белорусском обществе еще задолго до начала специальной военной операции. Для нас водоразделом стали события 2020 года. Борьба за Купаловский театр, премьера на его сцене обновленной «Павлинки», новое звучание отечественной эстрады, восхождение таких творцов, как художница Светлана Жигимонт, — все это значимые проявления культурной жизни последнего времени. В них можно увидеть и основные тенденции будущего.Россия идет параллельным курсом. Там вполне разумно сделали ставку на патриотическое кино. Что-то получилось, а что-то не очень. Порой идеологический пафос довлел над художественным содержанием, и конечный продукт выходил ходульным, выспренним. Соответственно, и эффект получался обратным задуманному. А время требует культурных полотен, адекватных эпохе. Сколько уже копий сломано по поводу того, что нужны фильмы, посвященные теме СВО, геополитическому противостоянию с Западом.
И вот к Новому году выходит вроде бы вполне ожидаемая семейная картина с хорошо узнаваемым главным героем. Неожиданным стало то, что как раз она оказалась главным киношным и культурным событием последнего времени.
Патриотизм без надрывной патетики
Конечно, этому способствовало исчезновение из кинотеатров голливудских новинок. Хотя вряд ли только это. Россияне уже доказывали, что могут выдавать картинку не хуже заокеанской. Стоит вспомнить хотя бы те же многосерийные, опять-таки новогодние «Елки».Феномен «Чебурашки» в другом. Фильм оказался именно патриотическим, но без надрывной и искусственной патетики. И здесь сработало сразу несколько факторов.Нужно оговориться, что сюжет картины не имеет отношения к произведениям Эдуарда Успенского. Оттуда взяты только имена главных героев, как положительных, так и отрицательных. И Гена — уже совсем не крокодил. Да и режиссера Дмитрия Дьяченко не назовешь мастером патриотического кино. Оказалось, что сам образ Чебурашки такой родной и любимый с детства, что его обаяние, как принято говорить в таких случаях, ненавязчивое, работает даже на взрослую аудиторию. Ведь сам этот персонаж чисто свой, уникальный, присущий только нашей культуре. Да и у многих в детстве была такая плюшевая игрушка. Даже в войсках ушанки из искусственного меха называют чебурашковыми.
Обаяние и сила «белорусской ушастой овчарки»
К тому же выход фильма совпал с очередной выходкой фашистов киевского режима. Они запретили и Чебурашку, отнеся его к советским, а значит, враждебным себе образам. А это стало дополнительной рекламой. Да и сама кинолента оказалась на редкость удачной по сюжету, игре актеров, диалогам. Сейчас все мы с улыбкой повторяем «белорусская ушастая овчарка». И в этом нет ничего обидного, ведь сказано по отношению к любимому и родному персонажу. Да и антигерои бьют в точку. Новая Шапокляк — это пресыщенная жизнью дамочка из олигархических (либеральных, прозападных, то есть ненавистных большинству общества) кругов. Гена — архетип русского человека, который под маской суровой сосредоточенности на повседневных делах таит нерастраченный потенциал любви, дружбы, добросердечности. Все в совокупности и составляет ту самую загадочную русскую душу.Как бы то ни было, результат более чем убедительный. В белорусских кинотеатрах очереди. Взрослые люди плачут от умиления, взахлеб пересказывают друг другу детали сюжета. Стоит ожидать новой волны чебурашкомании на рынке сувениров. Как говорится, патриотизм пришел откуда не ждали.
Наверное, в этом и заключается главный вывод.
Патриотическое искусство (не только кино) необязательно должно быть военно-историческим, героическим, эпическим. Хотя и оно должно присутствовать, желательно при этом качественное и исполненное на достойном художественном уровне. Любовь к Родине — это в том числе и Чебурашка, как и любимые песни, стихи.И еще. Все мы остаемся советскими (пусть и с приставкой пост-) людьми. Энергетика той эпохи транслируется и новым поколениям с мультфильмами, книжками-раскрасками. Потому по-своему правы те злыдни-бандеровцы, которые воюют с Чебурашкой и Дедом Морозом. Да, это советские образы, которые учат добру, взаимовыручке, уважению к другим, справедливости. Может быть, в этом и есть основа нашей национальной идеи. Где-то там точно торчат большие Чебурашкины уши…