Татьянин день считается одним из самых популярных праздников в молодежных кругах. Был момент, когда после Октябрьской революции его пытались переименовать в День пролетарского студенчества, но это название не прижилось, сообщает ТАСС.
Фото носит иллюстрационный характер
Этот праздник молодежи не смогла сломить и борьба с церковью, а отмечать его по своим неписаным традициям в России стали еще до революции.
Еще в 1755 году на имя императрицы Елизаветы Петровны было подано прошение учредить Московский университет, которое она приняла и одобрила. Документ был подан камергером Иваном Шуваловым специально в день святой мученицы Татианы как подарок его матери Татьяне.
Изначально Татьянин день носил чисто корпоративный характер и не имел такого размаха, да и ряды студентов были немногочисленные.
Масштабнее его стали праздновать уже с расширением университета, где появилась домовая церковь в честь этой святой. Правда, после московского пожара в 1812 году она была разрушена, а восстановили ее уже на новом месте в 1837-м. И в день святой великомученицы там проводились особенные торжественные богослужения, где присутствовали и студенты, и преподаватели.
Особые традиции, связанные с Татьяниным днем, придумали уже сами студенты во время правления императора Александра II. Отмена крепостного права в 1861 году дала определенную свободу и студенчеству - участие в митингах, демонстрациях, выборность преподавательского состава и так далее.
Первое нововведение было связано с тем, что после богослужения студенты собирались в питейных заведениях и вместе с преподавателями пели Gaudeamus igitur.
Обязательным обычаем являлись "кошачьи концерты", проходившие рядом с университетской типографией - на углу Большой Дмитровки и Страстного бульвара. Сначала пение начиналось с длинного и протяжного мяуканья, а заканчивалось разбитыми стеклами в типографии. Причем и питьем, и битьем занимались целые студенческие толпы.
Типография была выбрана не случайно - в ней печатались "Московские ведомости", а главный редактор выступал против всех нововведений и реформ. Вот студенчество и пыталось "насолить" таким образом. Что касается полиции, то именно в этот день, согласно специальному распоряжению, никого из гулявших она не задерживала, а с особо выпившими должна была обращаться "максимально вежливо и аккуратно".
Чтобы не было ущерба от такого праздника, в "Эрмитаже" убирались все дорогостоящие предметы и мебель, снимались старинные зеркала, а на пол сыпали опилки и стелили солому.
У студентов была заведена даже очередность тостов - за университет, за старейшего выпускника и за самого молодого студента. В День студентов отменялись все ограничения - возрастные рамки, профессиональные, сословные и имущественные. Описывается эпизод, когда во время "качания" профессора, студенты порвали ему сюртук.
Городские и загородные рестораны пользовались особой популярностью. Самые выносливые могли кутить там до утра. Шутили, что могли бы выпить и Москву-реку, да она замерзла.
Чтобы извозчикам было легче развезти по домам сильно загулявших студентов и преподавателей, ресторанные швейцары и половые заранее узнавали адрес посетителя и писали его мелом на их спинах.
Особенностью дореволюционного празднования Татьяниного дня является и то, что в нем участвовали только представители сильной половины человечества, ведь практически до 1917 года в вузы Российской империи принимали только мужчин. Хотя и существовали Высшие женские курсы в 1872 году - то расформированные, то вновь воссозданные, прерогативой получения высшего образования все же пользовались мужчины.
И только одна женщина имела право принимать участие в праздновании - Кабаниха, которая жила на Козихе, рядом с Тверским бульваром - излюбленным местом студенческого гулянья. Сначала за Козихой прикрепилось название студенческого района и прозвище Латинский квартал, даже сочинили специальный гимн по этому поводу.
Так вот Кабаниху звали Татьяна Карповна, и работала она в этом районе прачкой. Женщина по доброте своей душевной помогала студентам - шила и ремонтировала их одежду, угощала их харчами. Благодарная братия читала в ее честь стихи, угощали пирогом, а после на водовозной бочке катали по Тверскому бульвару под гитарное сопровождение.
Упоминали студенты и Иоанна Богослова, считая его своим вторым "неофициальным" покровителем.
С годами изменилось все - и традиции, и любимые студенческие места. Неизменным остался сам Татьянин день и университетский храм святой Татьяны, который вернулся на историческое место - угол Моховой и Большой Никитской улиц.
Подготовила Наталья Часовитина