Беларусь развивается и идет по пути консолидации общества

Была, есть и будет

В идеологии нашего государства обозначен ряд мировоззренческих смыслов, которые задают ориентиры деятельности. Речь о высших ценностях. От них в конечном итоге зависит разработка стратегических целей и реализация программ устойчивого развития страны. И дата 17 сентября 1939 года в этом контексте для нас знаковая.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Утраченную традицию праздновать освобождение западных белорусских земель мы вернули в свою жизнь не только как дань памяти этому эпохальному событию. Без этого события трудно было бы нам говорить о Победе. Я уже не говорю о независимости. Это ответ на новые попытки Запада разделить белорусский народ по живому и разорвать в клочья страну. Это наказ будущим поколениям белорусов помнить исторические уроки.

На патриотическом форуме «Это НАША история!», 17 сентября 2022 года.


Так к 17 сентября украсят площадку у стелы «Минск — город-герой».
Фото minsknews.by

Фокус внимания

В условиях роста глобальной геополитической нестабильности и региональной международной напряженности на первый план госстроительства выходит необходимость защиты и укрепления основ суверенитета и национальной безопасности. Одна из сущностных граней отечественной национальной идеи может быть сформулирована так: «Беларусь была, Беларусь есть, Беларусь будет всегда!»

Глава государства в своей стратегической и оперативной деятельности постоянно акцентирует внимание на этом высшем, ценностно-мировоззренческом моменте: присутствие суверенной и процветающей Беларуси в современном мировом сообществе надо денно и нощно поддерживать должной заботой о ее территории и народонаселении, опираясь на сильную власть и продуктивное управление.

В этом и проявляется фактор народного единства. 17 сентября выступает символическим фокусом, в котором зафиксирован основательный пласт памяти о нашем историческом прошлом, представлены механизмы поддержания национальной консолидации, определены пути достижения социального благополучия, обеспечения политической стабильности и усиления международного престижа страны.

Историческая справедливость

Вхождение западнобелорусских земель в состав БССР в 1939 году стало символом исторической справедливости. И это имеет для нас непреходящее ценностное значение. Ведь следуя геополитическим амбициям, лейтмотивом политических действий польские власти в межвоенный период сделали лозунг: «Есть только Польша, она — лишь для поляков». Вследствие этого белорусам пришлось испытать различные формы дискриминации, начиная с социально-экономической и завершая национально-религиозной.

Ухудшение уровня жизни подавляющего большинства крестьян и рабочих Западной Белоруссии привело к возникновению и усилению движения за нацио­нальное освобождение. Из народных глубин проистекал коренной интерес — людьми зваться и белорусами оставаться.

В программах всех белорусских политических партий и общественных движений был оформлен как заглавный мотив действий: воссо­единение нашего народа. Завершающим актом объединительного процесса стал освободительный поход Красной армии…

В октябре — ноябре 1939 года полномочными представителями были приняты Декларация о вхождении и Закон о принятии Западной Белоруссии в состав БССР. Так была легитимирована историческая справедливость и реализован коренной исторический интерес — восстановлена территориальная целостность, белорусский народ объединен в единое целое. Воссоединение позволило белорусам оказать серьезное сопротивление фашистскому нашествию, а нашей республике после разгрома гитлеровской Германии занять достойное место в послевоенном устройстве мира.

Национальная консолидация

В нашем единении заложен ценностный народный код. Мы можем определить наши территориальные границы. Национальная консолидация позволяет собрать всех вместе, показать, чем общество и государство дорожат в прошлом и к чему стремятся в будущем, как способствуют раскрытию всех граней народного потенциала. Без убежденного и сплоченного народа может и не быть страны.

Польские власти в межвоенный период, понимая значимость национального фактора, в своей внутренней политике делали все, чтобы быстро и навсегда полонизировать западных белорусов, лишить их национальной памяти, ликвидировать белорусское культурное наследие. Наиболее зримо и ощутимо денационализация белорусов осуществлялась в образовании и просветительстве.

По решению польского правительства учителя присылались из коренной Польши, и в подавляющем большинстве они являлись поляками по рождению. Так, в начальных школах Гродненского повета из 275 учителей всего восемь были белорусами. И их ставили перед выбором — или принимаешь католичество и ведешь уроки на польском языке, или лишаешься работы и остаешься без средств к существованию.

Сентябрьские события 1939 года, к счастью, прервали ход исполнения этих безумных действий. Нам удалось избежать полонизации огромной части населения и сохраниться как нации.

Во всех областных городах и райцентрах на прилавках появилась белорусскоязычная периодика. Учитывались и интересы национальных меньшинств, проживавших на западных территориях. К 1941 году здесь функционировали 987 польских, 173 русские, 168 еврейских, 63 литовские, 43 украинские школы.

То, что было сделано в тот краткосрочный период, стало мощным фун­даментом для послевоенного социально-культурного и национально-этнического развития региона и страны в целом.

Сильная власть

Воссоединение Западной Белоруссии с БССР раскрыло еще одну грань народного единства как высшей ценности белорусского государства — наличие сильной власти. Ее значение в объединительном процессе выразилось в двух направлениях — результативность всех звеньев государственного управления и патриотическое сопровождение властных решений.

На всех этапах послевоенной истории результативность и патриотичность нашей власти проявились в полной мере. Во времена советского строительства властно-управленческие действия способствовали выходу страны на передовые рубежи индустриального общества.

С получением независимости начался новый этап созидания нашей современной государственности. Центральное место в этом процессе занял институт президентства. Его 30‑летняя история убеждает, что именно этот институт возложил на себя функции по формированию системы госсуверенитета и основ национальной консолидации общества в новых, постсоветских условиях.

Эпицентром собирательной и объединительной работы в стране стал ­­Президент — Александр ­­Лукашенко. Его воля, энергия, убежденность, умелая стратегия и тактика способствуют выходу Беларуси на современные, постиндустриальные позиции, содействуют органичному встраиванию страны в формирующуюся конфигурацию многополярного мира, утверждению в обществе национального согласия и сплоченности.

В ТЕМУ

Практически за два года до войны на территории западного региона создали необходимый национально-политический и культурный потенциал — открывались театры, высшие и средние учебные заведения. Преподавание в школах в большей части стало вестись на белорусском языке. Активизировалась работа по ликвидации неграмотности.

ФАКТ

К 1938 — 1939 учебному году на территории Западной Белоруссии не осталось ни одной белорусской школы. Таковой же была позиция Варшавы по отношению к белорусским организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность. К 1939 году большинство из них закрыли или изгнали. Суть всей образовательной политики: польские власти тех времен делали все, чтобы лишить белорусов национального самосознания и превратить их в обезличенный ресурс для решения своих геополитических планов.

Виктор ВАТЫЛЬ, доктор политических наук, председатель РОО «Белорусское общество политологов».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter