Онлайн-опросам можно доверять, если их проводят профессионалы. Такое мнение высказал аспирант кафедры политологии БГУ Владислав Козловский, пишет БЕЛТА.
Иллюстративное фото
В качестве примера собеседник привел ноябрьский онлайн-опрос БКМО. В нем приняло участие более 25,6 тыс. белорусов в возрасте старше 18 лет. Респондентам предлагалось ответить на вопросы электронной анкеты, распространявшейся посредством QR-кодов, и онлайн-ссылок в социальных сетях и чатах, контекстных приглашений на интернет-сайтах (всплывающие окна). Среди участников опроса — молодежь, работники предприятий, представители бизнес-сообщества и многие другие. Можно говорить о полной репрезентативности.
«Социология переходит в цифровую среду. Во-первых, это быстрее и удобнее, когда опрос размещается на специализированной электронной платформе. QR-код с ее адресом распространяется через мессенджеры, электронную рассылку, социальные и корпоративные сети, таргетированную рекламу, — рассказал Владислав Козловский. — Это экономит ресурсы, не требуется большая сеть интервьюеров. Плюс такая форма позволяет получать не только количественные данные, но и качественные, поскольку интернет-пользователь более свободен в возможностях высказывать свою позицию. Это обеспечивает большой массив качественных данных».
«Результатам проведенного онлайн-опроса можно абсолютно доверять в силу следующих позиций: опрос проводится организацией, которая имеет официальную аккредитацию в Республике Беларусь (в нашем случае БКМО); вопросы составлены профессиональными социологами; обработка результатов осуществляется с обязательным использованием научных методик; программное обеспечение онлайн-платформы позволяет рассчитать выборку, максимально приближенную к репрезентативной, что обеспечивает высокую степень валидности полученных результатов», — отметил эксперт.
Данные онлайн-опроса проще обрабатывать, отметил эксперт. «Поскольку нет необходимости собирать бумажные или разрозненные электронные формы опросов. Специальная программа автоматически в режиме реального времени обрабатывает поступающую информацию. На выходе мы уже получаем чистые данные с графиками, тенденциями и т. п.», — подчеркнул он.
«Онлайн-опрос позволяет нам буквально в считаные часы охватить всю страну и получить десятки тысяч ответов, — дополнил Владислав Козловский. — Как показывают статистика Белстата и отчеты Минсвязи, у нас с каждым годом растет уровень вовлеченности населения всех возрастных групп в использование интернета и различных средств коммуникации. Мы даже на бытовом уровне видим, как наши бабушки и дедушки пользуются социальными сетями, мессенджерами. За этим будущее».