Главная интрига спектакля: кто из двух женщин (Тамара Миронова или Зинаида Зубкова) — настоящая тетка Кэмпа (Сергей Бирульчик)? Фото с репетиции накануне премьеры.
Роли обеих интересны тем, что они практически без слов. Грейс (Тамара Миронова) будет красноречиво молчать в ответ на выпады нервного молодого человека, который называет себя племянником Кэмпом (Сергей Бирульчик). По сюжету богатая тетя Грейс пригласила Кэмпа повидаться перед смертью. У кровати умирающей родственницы мужчина растерян, они не виделись 30 лет… И начинает нести околесицу, высказывая старушке обиды за свою несостоявшуюся жизнь, раздражается тем, что от него жена ушла (в роли супруги — Татьяна Гулевич), также бесится, что женщина в окне напротив — Зинаида Зубкова — за ним молчаливо наблюдает. Накрутивший себя Кэмп вроде бы намеревается даже убить родную тетю, финал истории шокирует и бывалых театралов, предупреждает режиссер Даниил Филиппович.
Вообще, отдельное удовольствие, можно сказать, самостоятельный спектакль — это процесс обсуждения премьеры. Мы молча понаблюдали за режиссером и артистами и записали для наших читателей их занятные разговоры об искусстве.
Татьяна Гулевич, жена Кэмпа:
— В пьесе Панича нет моего персонажа, Даниил сам дописал для меня роль. Придумал, чтобы было интереснее.
Сергей Бирульчик, Кэмп:
— Интереснее? Мне кажется, делать спектакль для того, чтобы было интересно, — это неправильно. Важно рассказать историю, чтобы зритель смог о себе что-то понять во время просмотра, разобраться в своих внутренних чувствах. Извлечь какой-то урок.
Даниил Филиппович, режиссер:
— Воспитал на свою голову. А какой урок в нашем спектакле?
Сергей Бирульчик:
— Эта история о том, что наши ожидания не всегда совпадают с действительностью.
Даниил Филиппович:
— Правильно. Не хотелось бы раскрывать все задумки, но приготовьтесь к тому, что в спектакле несколько финалов. Мы будем обламывать и ожидания зрителей по ходу пьесы. Мы их ошарашим.
Зинаида Зубкова, женщина в окне:
— Очень часто мы не можем рассказать о сокровенном даже самым близким: ни родителям, ни женам, ни мужьям. А наш главный герой Кэмп все это вытаскивает наружу, решается на такое откровение!.. Это ошеломляет. Я слушаю монолог персонажа Сергея Бирульчика и невольно начинаю ассоциировать его боль со своей, слышу в его признаниях то, о чем думала, но едва ли решилась бы кому-то сказать. Иногда на репетициях могу даже расплакаться, такая это степень откровенности.
Даниил Филиппович:
— Соглядатаи в этом спектакле все: и герои, и зрители, и даже рыбка в аквариуме. А я добьюсь того, чтобы она была прописана в программке как действующее лицо. Мы придумали два зрительных зала, они будут выстроены друг напротив друга, и пришедшие к нам на премьеру увидят совершенно разные спектакли, разные истории. Посмотрите на афишу — там изображена Тамара Миронова, а глаза у нее Зинаиды Зубковой. Намек на то, что многое зависит от того, чьими глазами и под каким углом мы смотрим на одну и ту же проблему. Очень сильно ждем зрителей на премьеру.
Люди, вы нам нужны! Здесь как никогда важна реакция зала.Татьяна Гулевич:
— Кэмп добивается раскаяния и от жены тоже. Она понимает все ошибки, которые совершила. Изначально женила его на себе. Зачем? Он ведь не хотел быть с ней, любил другую женщину, но какими-то хитростями ей удалось его привязать к себе, а дальше он не смог соответствовать ее ожиданиям. И она разочаровалась.
Сергей Бирульчик:
— Но я ее сам выбрал. Хотел, чтобы именно она была рядом со мной — человек, которого не люблю.
Зинаида Зубкова:
— Мне кажется, что персонаж Тани — классическая эгоистка. Почему она появляется в спектакле три раза? Кэмп ее выгоняет, а она возвращается снова и снова. Да просто не может простить мужчине, что он от нее отказывается, не способна это принять, поэтому каждый раз появляется на пороге.
Даниил Филиппович:
— Спасибо, Зинаида Петровна. Блестящий разбор. К слову, роль Тани — это цитата из фильма Киры Муратовой «Вечное возвращение».
Зинаида Зубкова:
— Но в то же время у нас есть в спектакле прекрасная женщина, это персонаж Тамары Мироновой, она очаровательна. Ее роль — это комедия в чистом виде. Она будет освобождать зрителей от напряжения.
По всему видно, что работа над премьерой кипит, артисты, режиссер и вся постановочная группа увлечены не на шутку. Мы спросили у режиссера Филипповича, планирует ли он связать свою карьеру с Купаловским театром, нынешняя премьера — уже третья его постановка на легендарной сцене после «Женитьбы» и «Скрыжавання».
— Никогда ничего не загадываю. Мне интересен процесс, — отвечает Даниил. — Сегодня выходишь с Купаловской станции метро, видишь на тумбе пять новых афиш нашего театра, и глаз радуется, потому что знаешь: это не пустышки, а реальные спектакли, за которые нам не стыдно. Мы приходим в театр не просто поболтать, мы здесь созидаем, творим, пребываем в творческом поиске. А еще гастроли. Вы бы видели, как нас принимают в городах! Я слышал, что «Павлинку» на ура принимали в регионах. Мне как-то не верилось. И вот сам съездил в Бобруйск с «Женитьбой», своими глазами увидел, как полный зал на 700 мест встречал купаловцев. Зритель был просто в восторге. И это круто.
Зинаида Зубкова поддержала коллегу:
— Это чудо. Считаю, что Бог витает над Купаловским, о театре сейчас мало пишут и говорят, но мы возрождаемся, как из пепла.Для каждой новой премьеры вдруг появляются талантливые молодые актеры, благодаря которым спектакли обретают смысл. Считаю, на сегодня у нас прекрасная афиша.
Добавим, что спектакль-ребус с двойным залом вы сможете увидеть в Купаловском театре уже в пятницу, 25 февраля, а затем в субботу. Не пропустите! Кстати, название премьеры — «Чакана гучна i да болю блiзка» — это прямая отсылка к одноименному роману Джонатана Фоера. Понять, зачем Даниил Филиппович решил ее использовать, — еще один повод сходить на премьеру, не так ли?..
viki@sb.by