Противодействия климатическим изменениям достаются странам — участницам Парижского соглашения не такой уж простой ценой. Уменьшение выбросов СО2, как правило, означает сокращение или переход производств на новые современные технологии, строительство экологичного жилья, экологизацию транспорта и многое другое. За период участия в этой масштабной работе Беларусь не только с опережением графика достигла заявленных сокращений, но и поставила новые цели. О том, что сделано, какими будут новые объекты для сокращений, о перспективах развития в стране экотранспорта и зеленой экономики «Р» узнавала у первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, национального координатора проекта «ЕС для климата» Болеслава Пирштука.
![](/upload/iblock/445/4453df704facdbb8a8c5ec3003c10968.jpg)
Высокие цели
— Болеслав Казимирович, Беларусь определила для себя общеэкономические цели по снижению выбросов парниковых газов. Или определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) в сокращение выбросов парниковых газов. Тем самым мы повысили уровень взятых ранее обязательств. Благодаря чему мы смогли увеличить прежнюю цифру? Насколько сложно ее достичь?![](/upload/iblock/ce6/ce6b8021d0bd1cd549bdd36c79366a0b.jpg)
— В 2016 году Беларусь ратифицировала Парижское соглашение и взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, определив свой предполагаемый национально-определяемый вклад, — сократить объем выбросов парниковых газов на 28 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Этих целей мы достигли с опережением.
При этом в соответствии с Парижским соглашением страны должны повышать свою амбициозность по сокращению выбросов парниковых газов каждые пять лет. Благодаря целенаправленной политике государства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности производства углеродоемкость экономики за 1995—2018 годы снизилась почти в три раза, что позволяет увеличить уровень взятых обязательств.
В сентябре Правительство утвердило новый вклад нашей страны в части противодействия изменениям климата, в соответствии с которым планируется сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Цель будет достигнута в рамках реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы, ряда государственных и отраслевых программ на этот период.
— Ключевыми направлениями, благодаря которым сможет произойти еще большее снижение выбросов СО2, определены секторы землепользования, лесного хозяйства, использование новых современных технологий. Каким образом осуществится поэтапная экологизация?
— Этапы экологизации определены такими документами, как Стратегия по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года, Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года, Стратегия по адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года, Национальный план действий по адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года.
Мероприятия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, также включены в ряд программ: Государственную программу «Белорусский лес» на 2021—2025 годы, Государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы, Государственную программу «Транспортный комплекс» на 2021—2025 годы», Государственную программу развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2021—2025 годы, Программу комплексной модернизации производств энергетической сферы на 2021—2025 годы, Национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года.
Кроме того, в настоящее время находятся в стадии разработки Cтратегия долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем выбросов парниковых газов, Национальный план действий и стратегии по адаптации к изменению климата, секторальные рекомендации по решению проблем изменения климата.
Включение секторов лесного хозяйства и землепользования не случайны, ведь даже при разных прогнозах экономического развития это ведет к более амбициозной цели по сокращению выбросов парниковых газов. Этому могут поспособствовать запланированные увеличение лесистости до 41 процента до 2030 года, оптимизация возрастной структуры лесхозов, совершенствование рубок леса и рубок ухода за лесом, повышение продуктивности лесов путем увеличения среднего запаса насаждений до 240 м3/га.
Экономика активно «зеленеет»
— Беларусь неоднократно заявляла о переходе экономики на зеленые рельсы. Каковы наиболее удачные примеры реализации этой задачи на практике? И какова перспектива на ближайшие 5—10 лет, в том числе с учетом новых обязательств?
— Сейчас в процессе разработки находится Национальный план действий по развитию зеленой экономики нашей страны до 2025 года. Его стратегическая цель — содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышения занятости путем создания зеленых рабочих мест. Когда мы анализируем предыдущий документ, можем сказать, что намеченные ранее цели были верными. Будем их развивать. Речь об устойчивом потреблении и производстве, энергетике, энергоэффективном строительстве, развитии инфраструктуры для электротранспорта и городской мобильности, концепции умных городов, органического сельского хозяйства и экологического туризма и многом другом. Все это позволяет сделать вывод не только об успешности внедрения отдельных принципов зеленой экономики в отдельных направлениях, но и о намеченных позитивных тенденциях экологизации экономики в целом.
![](/upload/iblock/3e1/3e1e186075524c2f3e9c0fa31257806d.jpg)
— Одним из перспективных направлений считается экологизация транспорта, который вносит наибольший вклад в копилку вредных выбросов. Пересядем ли мы в ближайшее время на электромобили, обойдемся более активным внедрением общественного электротранспорта?
— Учитывая существенный вклад мобильных источников в выбросы парниковых газов, очевидное решение для Беларуси — развитие электротранспорта, который на перспективу может в принципе вытеснить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
В стране создаются условия и меры по стимулированию развития и использования электротранспорта: принят Указ Президента от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей», реализуются Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей и Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Если проанализировать темпы роста количества электромобилей в Беларуси, мы видим: меры дают результат. Количество электромобилей достигло четырех тысяч единиц, из них более двух тысяч ввезено в страну только за этот год. Растет число электробусов.
К услугам их владельцев 450 электрозаправочных станций, а к концу года их будет около 600. Акцент сейчас делается на увеличение мощности зарядных станций до 350 кВт, что позволит за десять минут зарядить батарею для 300 километров пробега.
![](/upload/iblock/7fa/7fa2a72a669825c6244bbd1a154cf62d.jpg)
Не забываем о ВИЭ
— Какие еще направления целесообразно задействовать в целях снижения выбросов?— В целях сокращения выбросов парниковых газов целесообразно дальнейшее развитие возобновляемой энергетики, которая является обязательной составляющей зеленой экономики и одним из направлений устойчивого развития страны.
И хотя выработка электрической энергии из таких возобновляемых источников, как энергия ветра, энергия движения водных потоков, энергия солнца, уже возросла в 15 раз к уровню 2010 года, слабо задействован ряд других направлений. Так, для получения электрической энергии необходимо увеличивать использование биомассы, более масштабно внедрять биогазовые установки.
arteaga@sb.by