Головоломка стара как мир. Первая древнеегипетская головоломка, датируемая III тысячелетием до нашей эры, представляла собой аналог современного квеста в специально созданном лабиринте. Из настольных игр самой древней считается сенет – прапрадедушка современных шашек, в которую играли египтяне четыре тысячи лет назад, а матерью современных шахмат – игра чатуранга, которую придумали индийцы за три тысячи лет до нашей эры.
В Древней Греции в III веке до нашей эры предположительно появились головоломки в виде кусочков-пазлов, а привычную для нас версию придумал в середине XVIII века гравер, картограф и издатель Джон Спилсбери. Он распилил бумажную черно-белую географическую карту, наклеенную на деревянную основу, по линиям государственных границ, а играющие должны были собрать эту карту заново. В России пазлы особую популярность приобрели в XIX веке – игра в пузеля, как их называли на немецкий манер, стала незаменимым салонным развлечением российского дворянства.
С конца 1930-х в жизнь советского человека прочно вошла популярная в Европе и США игра в слова – крестословица, или кроссворд. И до сих пор кроссворды остаются самыми живучими головоломками во всем мире.
Регулярное решение головоломок помогает улучшить внимание, концентрацию и памятьНовым толчком в развитии задачек на логику стало появление в 1974 году знаменитого кубика Рубика, придуманного венгерским архитектором и дизайнером Эрнё Рубиком в качестве доступного способа объяснить студентам одну из математических теорий. Кубик Рубика – это механическая головоломка, пластмассовый куб размерами 3 х 3 х 3 элемента. Внешние элементы кубика – это 54 грани малых кубиков, которые составляют один большой куб. Каждый такой кубик способен вращаться вокруг трех осей. Каждая грань представляет собой девять элементов и окрашена в один из шести цветов, которые, в свою очередь, расположены попарно друг против друга. Эта головоломка стала настолько популярной во всем мире, что даже породила международные чемпионаты по скоростной сборке – спидкубинг.
И все-таки зачем нужны головоломки? Что это – приятная забава или полезный навык? Как утверждают педиатры и неврологи, логические задачи и головоломки развивают умственные способности ребенка: память, логическое, ассоциативное и пространственное мышление, воображение, умение анализировать и искать верное решение. Они учат умению нестандартно мыслить, формируют гибкость мышления и умение доводить начатое дело до конца. У малышей головоломки тренируют мелкую моторику, что способствует лучшему развитию речи и концентрации внимания.
Головоломки не только развлекают, но и активно стимулируют работу мозга, развивают мышление и помогают бороться с интеллектуальным старением.Но и взрослому человеку решение головоломок приносит ощутимую пользу. Регулярное решение головоломок помогает улучшить внимание, концентрацию и память, заставляет рассуждать, подключать логику и визуальное восприятие. Кроме того, головоломки помогают переключаться, снимают стресс, успокаивают, позволяют испытать эмоциональное удовлетворение от выполнения конкретной задачи, повышают самооценку и психологическую устойчивость.
Доказано, что стимулирующие работу мозга занятия, наряду с физическими упражнениями и рациональным питанием, способствуют профилактике деменции: у пожилых людей, которые в течение жизни отдавали предпочтение решению логических задач и разгадыванию кроссвордов, признаки ухудшения работы мозга появляются в среднем на 2,5 года позже, чем у сверстников, не имевших такой привычки.