Почему водители маршруток далеко не всегда соблюдают правила перевозок

Брестским маршруткам закон не писан

Каждому из нас приятно, когда общественный транспорт доставляет к месту назначения без опозданий, задержек в пути и с комфортом. К сожалению, на деле так получается не всегда. И хотя маршрутные такси, принадлежащие преимущественно частникам, во многом сняли проблему сообщения между населенными пунктами, в том числе и отдаленными, качество предоставляемых ими услуг нередко оставляет желать лучшего. 


Как правило, микроавтобусы обслуживают самые оживленные маршруты. Например, из Бреста в Кобрин и в обратном направлении они курсируют с завидной частотой — через каждые полчаса, а то и двадцать минут. Но накануне выходных, когда пассажиропоток резко возрастает, приобрести билет на ближайшую маршрутку получается далеко не всегда. Зато у входа в автовокзал дежурят «подпольные» перевозчики: «Кто на Кобрин? Места еще есть». 

Судя по тому, что нелегалы никуда не исчезают, клиентов у них достаточно. Наварить лишнюю копейку нередко пытаются и те, у кого есть лицензия. Берут по пути лишних пассажиров, перевозя их стоя, или устанавливают в салоне больше сидений. В салоне не повернуться, людям высокого роста некуда поставить ноги. Но неудобства народ терпит, ведь ехать нужно всем.

Таких маршруток немного, но они регулярно курсируют на том же кобринском направлении. В одной из них я насчитал 28 мест, хотя в микроавтобусах с похожими габаритами их количество обычно не превышает 18—20. Неужели автоперевозчикам можно на свое усмотрение устанавливать стандарты? Или брать «стоячих» пассажиров, набивая салоны до отказа и отклоняясь от графика из-за долгих остановок, когда из-за одного-двух человек выйти из микроавтобуса и зайти обратно приходится десяти. 

Уже не один год пассажиропоток не отрегулирован в Ольшанском направлении, между Пинском и Столином, где реально маршрутки могут взять на «борт» до 18 пассажиров, а в дни пик набирается до 30. Выход у людей единственный — держась за поручни, битый час стоять в салоне. А ведь проблему можно было бы решить, назначив дополнительный рейс. Или среди перевозчиков нет желающих?

Не поверю, что таковых не найдется и на маршруте Брест — Малорита. Когда приезжаю в командировку в райцентр, обратный билет всегда стараюсь покупать заранее. Ведь накануне отправления свободных мест в маршрутном такси обычно не бывает. Есть другой вариант — уехать поездом. Но ждать его придется до вечера. 

Иногда складывается впечатление, что самим владельцам, водителям маршрутных такси ничего не выгодно менять. С лишних пассажиров они выручают дополнительные деньги. А то, что лишают людей комфорта и, главное, подвергают опасности, никого не волнует. Сам не раз становился свидетелем, как возле посадочной платформы сотрудники автовокзала проверяют, все ли пассажиры с билетами и нет ли в салоне тех, кто отправляется в путь с оплатой, но без места. Вот маршрутка трогается и, отъехав сотню метров, останавливается снова. Ожидающие ее «нелегалы» резво запрыгивают в салон, и дальше транспорт едет забитым до отказа. Нетрудно представить, чем это может закончиться, если вдруг случится авария.

Маршрутки редко увидишь незаполненными. При этом в автобусах «Брест­облавтотранса», обслуживающих многие направления в области, свободных мест всегда предостаточно. Особенно в тех машинах, что курсируют по междугородним маршрутам. Несколько недель назад ехал в таком автобусе из Пружан в Брест. В салоне тепло, комфортно, зато пассажиров — не более пяти человек. Рейс транзитный, из Гродненской области в Пружаны пришел полупустым. Возникает закономерный вопрос: насколько окупаются такие услуги, пусть и очень удобные для пассажиров? 

Но вернемся к маршруткам. Прошел год с момента внесения изменений и дополнений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Тогда было много нареканий со стороны перевозчиков и самих пассажиров, так как отменялись некоторые рейсы. Постепенно все пришло в порядок, маршрутки работают. Однако правила перевозок водители соблюдают далеко не всегда. А ведь они установлены для того, чтобы их выполнять беспрекословно. На кону, как известно, безопасность пассажиров.

kurets@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter