Загорье-Столовичская икона Покрова Пресвятой Богородицы остановила череду ДТП под Барановичами

Божья Матерь покрыла Загорье

Главный символ научно-просветительской экспедиции «Дорога к святыням»

Среди чудотворных богородичных икон Беларуси есть и посвященная празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Явление старинного образа совершилось в Барановичском районе в 80-х годах прошлого века. Загорье-Столовичская икона Покрова Пресвятой Богородицы была прославлена Синодом Белорусской православной церкви в 2000 году.

Храм Священномученика Владимира Хираско.

В 1983 году достраивали магистраль М-1 под Барановичами. Когда ковш экскаватора зачерпнул гравий, дорожники увидели в породе икону.

— Они сказали: «У нас жены и дети — дальше копать боимся», — рассказала Жанна Гович, дежурная храма, построенного в честь чудотворного образа в Минске.

Но рабочие не побоялись продать необыкновенную находку Ларисе Казанцевой, жительнице деревни Столовичи, которая коллекционировала антиквариат. Вот только икона избрала себе другой адрес. Сельчанке явились во сне святые Виленские мученики и дали наказ: «Ищи женщину, которая занимается папоротником». Сновидение повторилось еще дважды, и каждое содержало предупреждение. Владелица образка расшифровала его так: если не передам старинный образ по назначению, погибну в аварии.

Нина Загорская
с Загорье-Столовичской иконой.
Член Союза писателей СССР Нина Загорская занималась организацией праздника Купалье, символ которого цветок папоротника.

— Мы праздновали и Рождество Иоанна Крестителя, — вспоминает Нина Семеновна. — Я попала в Загорье на Предтечу после Купалья, и тут приезжает Лариса Казанцева, отдает мне икону. Почувствовала от образа очень сильное тепло. «Икона непростая, — сказала Лариса. — Ко мне ходили, теперь к тебе ходить будут».

Есть две версии истории происхождения чудотворного образа. Сын Нины Загорской, руководитель экспедиции «Дорога к святыням» Александр Лопато-Загорский, предполагает:

— В окрестностях Загорья с давних пор существовало несколько памятных мест. Самое старое — огромный курган, появившийся в период Северной войны. Другое памятное место — Михалово. Там три большие братские могилы времен Первой мировой. Третье — Святое Поле, где до 1908 года стояла местная загорская церковь

Иоанна Предтечи, вокруг которой находились захоронения жителей близлежащих поселений.

В советское время кладбища решили превратить сначала в сельхозугодья, а после провала затеи — в карьеры для добычи щебенки и гравия под строительство международной дороги Брест — Москва. Из захоронений Первой мировой выгребали оружие, награды. Достали также икону.

— Образ исследовали специалисты из Беларуси и России, — обращает внимание Александр. — При изготовлении, вероятно, использовалась традиция староверов. В XVII веке отливали партии образков на штандарты русских полков. Может, икона когда-то принадлежала полковой церкви. Или кто-то с ней ходил в атаку. В таком случае она могла принадлежать участнику Северной войны.

Но белорусский искусствовед Мария Нецветаева считает, что это меднолитая старообрядческая икона XIX века. И она могла остаться в земле во время Брусиловского прорыва — наступательной операции Первой мировой вой­ны, говорит эксперт:

— Это московский извод образа Покрова Пресвятой Богородицы, распространенный в XIX столетии. Такие иконы массово производили старообрядцы. Их могли использовать православные воины, или носили на груди как вериги, чтобы усмирить свою плоть, обычные прихожане.

События одноименного праздника связаны с защитой Константинополя от варваров в начале Х века. Конечно, такие иконы носили с собой военные.

На немирное прошлое образка указывают отметины войны:

— Ушки, за которые иконка подвешивалась на цепочке, похоже, сбиты осколком снаряда, — рассуждает руководитель экспедиции. — Лики затерлись, повреждено изображение Святой Троицы.

«Икона настрадалась», — говорил митрополит Филарет. Владыка с особым трепетом относился к святыне. Она хранилась в его домовой церкви. Планировали в ее честь построить храм у села Загорье, но образ снова выбрал для себя другую обитель — минскую церковь. Говорят, сама же святыня и помогала возводить храм во имя Загорье-Столовичской иконы. Его сегодня посещают незрячие прихожане. Они особенно чувствуют тепло рельефного изображения.

Нина Загорская семь лет возглавляла экспедицию «Дорога к святыням». Богородица подсказывала решения по многим важным вопросам.

Образ хотели забрать то музеи, то католики, но, как утверждает Нина Загорская, его хранила и сегодня оберегает молитва известного старца Илии Ноздрина, ощущавшего свет этой иконы.

В 2000 году Синод Белорусской православной церкви признал Загорье-Столовичский образ Покрова Пресвятой Богородицы чудотворным. Вот лишь некоторые необычные случаи, известные Александру Лопато-Загорскому:

— «Олимпийку» достроили. Но с тех пор этот участок считался аномальной зоной, где раз в две недели случались аварии со смертельным исходом. Во время экспедиции «Дорога к святыням» мы установили там кресты, вознесли молитвы на Святом Поле, и череда ДТП прекратилась.

Икона подсказала митрополиту Филарету, как восстановить Крест Евфросинии Полоцкой. Святыню привозили в Барколабово, Ждановичи, Руденск, Минск, Лавришево — везде после молитв у чудотворного образа строительство церквей ускорялось. Сотрудники лесхоза брали икону с собой на тушение сложных пожаров. Всегда помогала.

kosiykova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter