Так, коронавирус уже поспособствовал приостановке боевых действий в Ливии. И хотя эпидемия стала лишь поводом для измотанных и загнавших себя в тупик сторон, этот повод тем не менее должен был появиться.
Пандемия вносит коррективы и в военную активность блока НАТО. Члены альянса начинают ограничивать деятельность своих контингентов, а запланированные на этот год учения оказываются под угрозой срыва. Так, Франция заявила о приостановке деятельности своих контингентов в Ираке и возвращении их на родину. США ввели запрет на два месяца на передвижения своих вооруженных сил за рубежом. Существенно сокращены или отменены многие военные учения, в том числе Defender Europe 2020, которые должны были стать крупнейшими учениями альянса в Европе за последние 25 лет. Основной ареной учений должна была стать Восточная Европа, где предполагалось масштабное разворачивание американских военных контингентов. И особо не скрывалось, что это в первую очередь военная демонстрация для России. Теперь эти грандиозные планы приходится существенно сокращать.
Станет ли COVID-19 временным препятствием на пути альянса или обернется полномасштабным кризисом организации, сказать сложно. По большому счету вялотекущий кризис НАТО тянется уже давно, а между членами альянса накопилось немало противоречий, способных поставить под сомнение целесообразность дальнейшего существования блока в его нынешнем виде. Это противоречия между США и западноевропейскими участниками альянса, между западными и восточными членами ЕС (последние как раз таки ориентированы на США), между Турцией, ЕС и США. НАТО все более напоминает крыловских лебедя, рака и щуку, тянущих повозку альянса в разные стороны.
Пандемия COVID-19 не стала поводом для сплочения перед общей угрозой. Напротив, взаимные противоречия обострились еще больше, и участники альянса предпочитают выживать поодиночке, при этом не упуская случая напакостить друг другу. Так, на фоне пандемического кризиса Турция открыла дорогу в ЕС для потока беженцев, а терпящая бедствие Италия получила первую помощь от России, Кубы и Китая, а вовсе не от «друзей» по НАТО и ЕС.
Поэтому нельзя исключать того, что пандемия спровоцирует дальнейший пересмотр взаимоотношений в рамках альянса в сторону все возрастающей фрагментации и децентрализации. Западная Европа продолжит двигаться в сторону большей военно-политической самостоятельности от Вашингтона, в то время как Восточная предпочтет оставаться под американским зонтиком. Что касается Турции, то она де-факто уже проводит полностью самостоятельную политику, не оглядываясь ни на США, ни на ЕС. Это не означает, что альянс распадется. Формально он может существовать неопределенно долго. Однако в своем нынешнем виде НАТО становится все менее дееспособной структурой, а значит, военно-политическое взаимодействие будет переноситься на новые площадки. И далеко не факт, что эти площадки будут общими для всех участников альянса.
vs.shimoff@gmail.com