Самая большая битва за мировое господство разворачивается не только на воде, суше, в воздухе и космосе. Наиболее яростная борьба происходит в нанометровом диапазоне. Впереди планеты всей во всех отношениях будет страна, которая сможет быстрее всех собрать информацию, ее проанализировать и принять самое правильное решение. Самая жесткая конкуренция разворачивается в области микроэлектроники. Собственное производство, компетенции, научная база в этой области являются одним из ключей национальной безопасности и столпом суверенитета любого государства. Компетенциями для обеспечения полноценной цифровой независимости обладают считаные страны. Беларусь в их числе.
В Беларуси, пожалуй, лучшая школа по защите микроэлектронных изделий от различных излучений, включая и радиоактивные. А это базис для надежности работы микросхем в космосе. У Илона Маска таких технологий нет. Поэтому спутники Starlink и летают по низкой орбите, чтобы их аппаратуру защищало электромагнитное поле Земли. А корпуса нашего НПЦ по материаловедению становятся непреодолимой преградой для излучений. Поэтому, даже несмотря на санкции, эти изделия покупают те же европейские компании. Ведь аналогов на мировом рынке, считай, нет.
По надежности с белорусскими изделиями сложно конкурировать. За долгие годы не произошло ни одного отказа наших изделий в космосе. А ведь срок бесперебойной службы микросхем на орбите — 15 и даже 20 лет! Причем все разработки — отечественные. ОАО «Интеграл» за время своей работы не приобрел ни одной импортной лицензии! Все его достижения — плод исключительно белорусского интеллекта.
Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить независимых производителей оборудования для микроэлектроники. И один из них — наш «Планар». Компетенции на этом предприятии — глубочайшие. Их наличие позволяет создать надежный щит для национальной кибербезопасности.
Аппаратные трояны не миф, а факт. Современная микросхема состоит из многих миллионов транзисторов. И в их тесные ряды можно внедрить десяток-другой лишних, которые будут передавать «хозяину» информацию. Или в нужный момент выйдут из «спячки» и спровоцируют разрушение микрочипа. Ладно, если это произойдет в бытовом компьютере. Но электроника же сегодня управляет всей критической инфраструктурой: транспортной, энергетической, промышленной. Ни одна страна в мире не может полностью обеспечить себя всей номенклатурой микроэлектронных изделий. Но наши ученые и специалисты разработали методику, которая позволяет в импортных изделиях среди миллионов транзисторов вычислить вредоносные и попросту их отключить.
Поэтому в свое время иностранные «партнеры» так стремились приватизировать наши стратегические активы в отрасли микроэлектроники. Во-первых, имели жгучее желание купить технологии. Это с высоких трибун рассказывали про нашу отсталость, а на деле понимали, что надо в первую очередь прибрать к рукам. Во-вторых, контроль над такими предприятиями, как «Планар», «Интеграл» и ряд других, фактически лишает государство одного из принципиальных инструментов защиты национальной безопасности. Без реальной возможности на возрождение.
Хочу напомнить: отечественные научные и производственные школы по разным направлениям создавались более полувека. Есть преемственность. И сегодня в белорусской науке уже вплотную занимаются технологиями будущего — нанобиоинформационными и когнитивными. Тот же искусственный интеллект, скорее всего, станет развиваться не на кремниевой элементной базе, а на нейровычислениях. А это принципиально новое направление. И вычислительные системы будут базироваться на совершенно новых принципах, алгоритмах, математических концепциях. И наши специалисты уже занимаются этой проблематикой. Поэтому на обочине микроэлектроники мы не окажемся и в будущем.
Фото БЕЛТА