Она стала народной артисткой СССР в 37 лет — тринадцатая среди живущих на тот момент белорусов. Остальным было уже за семьдесят, а Григорию Ширме изрядно за восемьдесят. Моложе других была 52-летняя оперная дива Тамара Нижникова, которая к тому времени уже оставила сцену. Вот и получилось, что Светлана Данилюк в одиночку несла знамя белорусского оперного искусства. Несла достойно, по-королевски.
Да, характер у нее был нелегкий. Так ведь и жизнь складывалась непросто. Детство без отца в разоренном войной Киеве. Кинотехникум. Консерватория, куда она, как Фрося Бурлакова, пришла, не зная нот. Учеба на вечернем отделении, а днем работа, работа… Ненавистный кабинет звукозаписи, где она вечно путала кнопки и вместо Бетховена запускала Зару Долуханову.
Училась она на отлично, но в Украинский театр оперы и балета имени Шевченко ее не взяли. Поехала по распределению в Пермь. Она считала это удачей:
— Ну скажите, если бы я осталась в Киеве, разве я спела бы в первый же год Любашу, Зибеля, Полину, Ольгу, Марину Мнишек?
В 1965 году в Москве проходил III Всесоюзный конкурс вокалистов имени Глинки. Он, может быть, не был таким сильным, как предыдущий, когда первую премию выиграла Елена Образцова, а вторую разделили Владимир Атлантов, Ирина Богачева и Юрий Мазурок. Все они позже стали народными артистами СССР. Вторая премия, завоеванная Светланой Данилюк, говорит о том, что она из той же когорты великих и могла бы блистать на лучших сценах мира.
Заседавшая в жюри народная артистка СССР Лариса Александровская немедленно пригласила ее в Минск. Пока Лариса Помпеевна была главным режиссером Большого театра БССР, она систематично и настойчиво собирала под своим крылом всевозможные таланты, которым был закрыт путь в главные театры СССР. Она приглашала дирижеров, режиссеров, но прежде всего певцов. Ее политику с 1962 года продолжил новый главный режиссер Дмитрий Смолич, которого она переманила из Одессы и который тоже позднее стал народным артистом СССР.
Так в Минске собралась уникальная труппа, в которую предстояло влиться Светлане Данилюк. Ее дебютной партией в Большом театре БССР стала Кармен. Таким путем Александровская давала понять, что видит в ней свою преемницу. Ведь партия Кармен до сих пор ассоциируется у нас с Александровской, хотя в ней выступали и другие яркие певицы.
Но переехать в Минск сразу не получилось — нужно было отработать срок в Перми. Так что Данилюк стала солисткой Большого театра БССР лишь в 1966 году, когда она уже была дипломантом III Международного конкурса Чайковского.
Звание народной артистки БССР она получила за «Аиду» в постановке Ларисы Александровской, которую Большой театр Беларуси сначала триумфально отыграл в Кировском (ныне Мариинском) театре в Ленинграде, а затем на сцене Кремлевского дворца съездов в Москве. Я и сегодня люблю этот спектакль гораздо больше, чем нынешний.
А потом была опера «В бурю» в постановке Семена Штейна. На премьеру приехал автор, председатель Союза композиторов СССР, народный артист СССР Тихон Хренников. Много лет спустя, выступая как почетный гость на съезде Союза композиторов Беларуси, он сказал:
— Ваша республика всегда славилась высокой исполнительской культурой. Достаточно вспомнить Светлану Данилюк.
Думаю, его мнение сыграло свою роль, когда в конце 1976 года на уровне ЦК КПСС решался вопрос о присвоении Светлане Данилюк звания народной артистки СССР. Соответствующее постановление было напечатано в газете «Правда» 14 января 1977 года.
Светлана Филипповна — одна из немногих белорусских артистов, кто получил высшее артистическое звание СССР не в рамках декады или московских гастролей, не в честь юбилея БССР или самого артиста, а просто потому, что он этого достоин. Вместе со Светланой Данилюк почетного знания удостоилась ее ровесница, прославленная литовская меццо-сопрано Ниёле Амбразайтите (я слышала ее в Минске в партии Сантуццы), таджикская оперная звезда Лютфия Кабирова и эстонская балерина Тийу Рандвийр.
Высшее отличие страны не изменило характера Светланы Филипповны. Она всегда говорила то, что думала, и боролась за то, что считала правильным. Ей не нравилась «Пиковая дама» Семена Штейна, в которой певцам трудно и неудобно было петь. Ее возмущал «Иван Сусанин» с гигантскими купюрами, потому что певцы попросту не справлялись с вокальными трудностями. Жизнь доказала ее правоту по всем пунктам, но тогда на нее обижались, сердились, не давали ей петь.
Зато она яростно поддерживала «Седую легенду» Дмитрия Смольского, прозрев в этой опере и талант, и перспективу, и мощное национальное начало. Не случайно самую красивую арию — «Ты прыпомні, як лотаць калісьці ў лугах мы збіралі…» — композитор отдал злодейке Любке, партию которой в первой версии оперы исполняла Светлана Данилюк.
Точно так же Светлана Филипповна боролась и за певцов, которых считала лучшими и нужными театру.
— Она моя крестная мама! — говорит мировая звезда Мария Гулегина, начинавшая свою карьеру в Минске. — Я очень любила и уважала ее! Благодаря ей и моему учителю Евгению Иванову я попала в Минск и сразу в правительственный концерт, так что руководство республики сразу узнало обо мне. Она была для меня как добрая фея!
В 1986 году Светлана Филипповна Данилюк в расцвете сил и таланта ушла из театра. Работала в концертном бюро Белорусской филармонии, гастролировала, делала интересные программы.
В честь 60-й годовщины со дня ее рождения она была награждена медалью Франциска Скорины «за многолетнюю творческую деятельность по эстетическому воспитанию населения и высокое исполнительское мастерство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 556 от 21 апреля 2000 года ее ввели в состав Общественного совета по проблемам культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь.
Но это ее не спасло. Заболев, она отказалась лечиться. Боровшаяся за других, она отказалась бороться за себя.
Она ушла из жизни 8 августа 2003 года в Минске — не в Нью-Йорке, не в Киеве и не где-нибудь еще, а в этом городе, ставшем для нее за 37 лет родным и близким. Тут, на Восточном кладбище, она и похоронена. Но главный ее памятник в сердцах публики.