Как прошел форум «Беларусь молочная»

Большому кораблю штормы не страшны

На два дня в столицу съехался молочный бомонд страны

На международном форуме «Беларусь молочная» руководители и специалисты перерабатывающих предприятий вместе с отечественными и зарубежными экспертами обсуждали достижения, проблемы и перспективы отрасли. Главные темы форума: как совершенствовать технологии переработки, как Беларуси укрепить позиции на мировом рынке и больше зарабатывать на молоке в условиях санкций, что поставлять в российские регионы, за счет чего диверсифицировать экспорт, где искать новых поставщиков оборудования и упаковки и как оптимизировать логистику.

У Беларуси огромный молочный потенциал, заявил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло. Наша страна входит в пятерку мировых лидеров по производству молока на душу населения за год — 840 килограммов. В этом году валовое производство будет около 8 миллионов тонн, 5 миллионов пойдет на экспорт.


Это был форум переработчиков (у производителей молока есть свой), но сырьевую тему в той или иной степени затрагивали многие участники. В нынешнем году по сравнению с 2013-м производство молока в республике вырастет на 19 процентов и составит около 7,9 миллиона тонн. В 2025-м ожидается 9,2 миллиона, 2030-м — 10,5 миллиона.

— Ставку делаем на внедрение современных технологий, — пояснила начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Наталия Сонич. — Постепенно уходим от старых ферм с молокопроводом и летним выпасом к круглогодичному стойловому содержанию коров и получению молока в доильных залах. В этом году на таких комплексах был уже 61 процент молочного стада, в следующем предполагаются две трети. Лидер Брестская область: в 2022-м более 80 процентов на круглогодичном стойловом содержании, в следующем году будет свыше 90.


На форуме было отмечено: у перерабатывающих предприятий есть свободные мощности. Поэтому они без проблем справятся с увеличением производства молока в будущем. Вместе с тем отрасли надо совершенствоваться организационно, консолидировать активы, то есть укрупняться, отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко:


— Это позволит предприятиям быть более конкурентоспособными, иметь больше возможностей для инвестиций, для развития сырьевых зон, повышать производительность работы за счет эффекта масштаба, а также специализации филиалов на производстве определенных видов продукции.

Такая работа идет уже много лет. Если в 2001 году в отрасли действовало 112 самостоятельных организаций (практически в каждом районе), то в 2010-м — 57, сейчас — 33. Крупнейшие из них — ОАО «Савушкин продукт», «Слуцкий сыродельный комбинат», «Бабушкина крынка».

Как показывает международный опыт, у крупных корпораций больше шансов в борьбе за покупателя на международных рынках. А ведь именно от экспорта молочная отрасль имеет наибольшие доходы. Наша страна — крупнейший поставщик продукции за рубеж.

Директор ОАО «Лунинецкий молочный завод» Сергей КАРПЕЦ.

За последние 10 лет объем экспорта молокопродуктов вырос на 44 процента и в 2021 году составил 2,7 миллиарда долларов. Удельный вес молочной продукции в экспорте продовольственных товаров — более 40 процентов.

За восемь месяцев текущего года тенденция также положительная: экспорт вырос на 27,8 процента. Основной прирост валютной выручки обеспечивают сыры и творог, масло, то есть продукты с высокой доходностью. В этом году увеличился удельный вес в экспорте масла и сыров при снижении доли сухих молочных продуктов, то есть спрос повлиял на товарную структуру экспорта.

Российская Федерация сохраняет позиции важного торгового партнера. В 2021 году туда экспортировано молочной продукции на 2,2 миллиарда долларов. За восемь месяцев текущего года объем экспорта в Россию вырос на 30,4 процента.


Экспорт идет в 60 регионов Российской Федерации, а белорусские молокопродукты присутствуют во всех федеральных округах. Основным покупателем выступает Центральный федеральный округ, поставки в который выросли за последние пять лет на 16 процентов. При этом сократились отгрузки в Северо-Западный, Южный и Дальневосточный федеральные округа.

— Поставки в логистически удаленные округа могут идти через субъекты товаропроводящей сети Центрального округа, и статистика не отражает реального положения дел, — отметила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко. — Поэтому необходимо развивать прямые поставки продовольствия в данные регионы, вести продажи через собственные субъекты, расположенные в соответствующих округах.


Одна из важнейших проблем, поднятых на форуме, — действия переработчиков в условиях санкций. Генеральный директор Российского союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов отметил, что 60 процентов оборудования в отрасли его страны импортное:

— Раньше были всегда доступны лучшие мировые технологии, машины и оборудование. После введения санкций такие возможности сократились. Появившиеся трудности связаны с разрывом и удорожанием логистических цепочек, ограничением расчетов в долларах и евро при экспортно-импортных операциях, ростом себестоимости и снижением доходности в сырьевом и перерабатывающем секторах. В связи с этим предприятиям потребовалось активизировать работу, чтобы найти новых поставщиков и наладить производство своего оборудования, а также запчастей и комплектующих к импортному.


В какой степени эти проблемы затронули Беларусь?

— Рост производства и экспорта молочной, как и другой пищевой продукции, говорит о том, что трудности мы успешно преодолеваем, — заявил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло. — Все молочные заводы работают без сбоев. Да, возникали некоторые сложности с упаковкой. Но проблему решали с помощью России и других дружественных стран. Работаем и над освоением собственного производства в этом сегменте.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь БРЫЛО вручает диплом обладателю премии «Сто дорог экспорта» — ОАО «Бабушкина крынка».

Слова министра подтвердила генеральный директор ОАО «Минский молочный завод № 1» Тамара Чичиро:

— Запчасти к импортному оборудованию завозятся или изготавливаются в Беларуси. Такие же подходы и к упаковке. На результатах работы возникавшие проблемы не отразились.


Жизнь показывает, что стремящимся к прогрессу никакие трудности не страшны. Директор ОАО «Лунинецкий молочный завод» Сергей Карпец рассказал: в прошлом году предприятие освоило выпуск молока и кефира А2 с уникальным белковым составом, который подойдет человеку, имеющему побочные эффекты от употребления таких обычных продуктов. В 2022-м линейку расширили: освоили сметану, творог, йогурт, масло. Для получения новой продукции из-за рубежа скот не завозили (у предприятия есть своя ферма), исследовали всех коров. Оказалось, что у двух рядом стоящих и внешне похожих животных могут быть различные ДНК. Выделили тех, которые дают молоко А2, и стали производить продукцию из него на отдельной линии. По сравнению с началом этого года сейчас выпуск ее увеличился в три раза.

Важным событием на форуме стало чествование лучших работников отрасли — победителей премии «Большие звезды млечного пути». Эта премия — прекрасная возможность рассказать о людях, их достижениях, заслугах перед отраслью, а также как личные победы становятся значительной частью успеха предприятия.


В номинации «Золотые руки» отмечена старший мастер по уходу за сырами цеха по производству сыров «Белыничский» ОАО «Бабушкина крынка» Светлана Клепча. Она внесла значимый вклад в совершенствование производственного процесса. Работает в цехе более 30 лет и другой жизни себе не представляет. В подразделении из года в год все меняется к лучшему, например новая упаковочная линия работает без участия людей.

В номинации «Виртуозы сушки» оценили заслуги начальника цеха сухих молочных продуктов ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Галины Кевры. Она достигла больших успехов в энергосбережении. Экс-начальник производственной лаборатории этого предприятия отмечена в номинации «Бывших не бывает». Она уже шесть лет на заслуженном отдыхе, но о ее вкладе в развитие комбината там помнят.

Начальник цеха сухих молочных продуктов ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Галина КЕВРА.

Деловая программа форума «Беларусь молочная» была содержательной и интересной для самого широкого круга специалистов. Живой интерес у участников вызвали мастер‑классы от известных маркетологов, практический экспортный опыт отечественных производителей, аналитические доклады, посвященные перспективным рынкам. Также было много неформального общения и оживленных дискуссий.

По данным Минсельхозпрода
Инфографика Ольги ПАК



gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter