![](/upload/iblock/535/5356dbf4fa9ca6d8f7eed3c3e70f5c0a.jpg)
Формат праздника, проходящего в день создания театра, 24 мая, не меняется, но посетителям явно не надоедает — на экскурсии и мастер-классы записались около 4 тысяч человек, рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко:
— Ежегодно этот день мы отмечаем также оперой «Кармен». Почему? Потому что с этого спектакля началась в 1933 году история Большого театра. Впервые в этом году в программе дня открытых дверей задействованы представители Белорусской федерации танцев и художественной гимнастики на инвалидных колясках — уникальнейшие люди! Не исключаю, что в будущем мы подготовим с этими танцорами какую-то отдельную программу и дадим им возможность выйти на сцену театра.
![](/upload/iblock/d9c/d9cab0272a3ee948a953e4d786e5675a.jpg)
В стороне не остался никто — посетителей, загодя записывавшихся на экскурсии, встречали солисты и все музыкальные коллективы Большого театра, от квартета контрабасов до октета валторн «Золото Рейна». Вдумчивых любителей истории ждали увлекательные лекции профессора Виктора Скоробогатова и магистра искусствоведения Алексея Фролова: музыковеды знакомили гостей с биографией и наследием родоначальника белорусской и польской оперы композитора Станислава Монюшко, 220-летие которого отмечается в мире в этом году.
![](/upload/iblock/879/879527a5b68e3b4f1cdbaa0215dca2b7.jpg)
Вместе с посетителями заглянули мы и на открытую репетицию дирижера Ивана Костяхина, которому можно было задать совершенно любые вопросы. Самый популярный: «Чего боятся такие симпатичные дирижеры?» — как оказалось, публику волнует душевное состояние маэстро во время спектакля. «Симпатичный и дирижер — это люди разные!» — пошутил Иван Костяхин. И признался, что фобий в его профессии хватает, но самая страшная — сыграть недостаточно хорошо:
— Как во всяком деле, сначала боишься ошибиться. Но больше всего боишься обманывать: оркестр — недостаточными знаниями и пониманием, публику — тем, что мы, может быть, не очень готовы к спектаклю, но красиво сейчас сыграем, и нам все равно поаплодируют.
![](/upload/iblock/d1d/d1d6dc4cd1693a5354f01742157bb954.jpg)
Побывали мы и в классе у Валентина Елизарьева. Мэтр хореографии вполне буднично гонял солистов балета Олега Еромкина, Эвена Капитена и Людмилу Уланцеву: пресса, зрители, фотографы — это мелочи, работать надо! Когда в полушаге от тебя дрожит пол от приземления мускулистых артистов, это щекочет нервы. То, что из зрительного зала кажется легким полетом, вблизи — тяжелый труд на грани физических возможностей.
![](/upload/iblock/95c/95c850bd4583ff12a7afb43142dd6199.jpg)
Для сладкоежек организовали дегустацию мороженого и — та-дам! — презентацию собственного, именного шоколада «Большой театр Беларуси», выпущенного кондитерской фабрикой «Коммунарка». Событие, в котором определенно присутствует налет старомодной элегантности — согласно еще дореволюционным правилам этикета, темный шоколад считался единственно допустимым лакомством в опере. Пусть сменяются века, подходы к хореографии, вокалу и режиссуре, костюмы балерин становятся все более воздушными, а оперные дивы стройнеют на глазах, в мире есть вещи, которые должны оставаться неизменными, например долька шоколада в антракте, когда в Большом дают «Кармен».
ovsepyan@sb.by