Не по этому ли пути пошла западная цивилизация? И мы рискуем присоединиться в движении по этому треку. Причем произойти это может совершенно незаметно. И выглядеть процесс будет весьма безобидно. Просто постепенно наше внимание станет захватывать его величество интернет с его бесконечным развлекательным контентом. А он способен засосать трясиной даже весьма психологически устойчивых людей. Ведь многие чувствуют за собой слабость: открыл социальную сеть, стал просматривать дружественные и незнакомые аккаунты — и пропадаешь в экране смартфона на неопределенное время. Кому-то удается через час оторваться, другой зависает до вечера, а есть фанаты, которые уже чуть ли не сутками сидят. И просматривают бесконечные ролики с самыми что ни на есть невинными и даже умилительными сюжетами: смешными случаями из жизни домашних животных, например. Или внимательно изучают лайфхаки по ремонту. А кулинарная тематика… Миллионы профессионалов, любителей и просто дилетантов с различной степенью таланта стараются похвастаться своими достижениями — реальными или мнимыми.
Дело даже не в том, что среди блогеров попадается немало хвастунов, играющих на грани мошенничества, а несколько в другом. Каждый сегодня может из зрителей перейти в разряд режиссеров, актеров, продюсеров. Испытать свое творческое или просто человеческое счастье, завести собственный блог или какой-нибудь канал с видеоконтентом. Ведь все вроде бы просто. А, как известно, сфера развлечений непредсказуема. Вроде бы весьма посредственные книги, фильмы, сериалы, игры (и настольные, и компьютерные) вдруг становились бестселлерами и приносили своим авторам богатство, известность и уважение. С другой стороны, дорогие, созданные высокими профессионалами проекты не удостаиваются восхищения публики и оказываются провальными. Такова непредсказуемая деятельность — искусство. А блогеры в какой-то степени становятся следующей фазой развития искусства, одновременно являясь и его новой формой, доступной каждому для пробы пера. Благо сейчас без гаджета (большинство укомплектованы сносными камерами) невозможно обходиться. Сама жизнь подсказывает схватить птицу блогерского счастья за хвост. Или хотя бы перо выдрать. Ведь многие ныне известные и богатые создатели популярных каналов с миллионами и даже десятками миллионов подписчиков начинали с маленьких шагов. Правда, знаменитые сетевые личности начинали не в стародавние времена, но лет 5—10 назад. Это очень много по сетевым меркам. Напомню, что в начале 2000-х и соцсетей в современном формате не было. А популярность они начали набирать в начале прошлого десятилетия. И свою блогерскую известность первопроходцы приобретали во времена, когда аккаунтов было относительно немного, насыщение контентом весьма слабенькое, поэтому даже очень посредственные идеи (по нынешним меркам) воспринимались как некое откровение от таланта, а то и гения. Сегодня, когда свои каналы ведут и артисты, и политики, и комики, и… да почти все, предложить что-то новое среди миллиона авторов очень проблематично.
Тем не менее сетевые шоу захватили если не все человечество, то значительную его часть. И уже в США есть огромная проблема: молодое поколение не хочет бизнесом заниматься. Даже наследовать и управлять компаниями своих старших родственников. Все рвутся в блогеры. Там проще, чем в коммерции. Интереснее, моднее, занимательнее… И каждый может стать миллиардером, развлекаясь и развлекая, а не просиживая деловые брюки в шикарных, но скучных и унылых офисах той же Уолл-стрит.
А нынче топовые блогеры по материальному благосостоянию не очень и проигрывают классическим финансистам. А то и выигрывают. Крупные корпорации, известные бренды готовы заключать миллионные контракты с популярными каналами. Вроде бы все выглядит логично: новые коммуникационные инструменты расширили возможности для рекламы. Но дело-то в том, что при всех возможностях цифровых социальных платформ они все равно остаются виртуальными. Пока работают каналы конвертации количества подписчиков и лайков в реальные материальные ценности. Но в целом мир настолько стремительно несется по пути развития параллельной реальности, что уже существует серьезная угроза оторваться от реалий. И этот риск все значительней со сменой поколений. На смену инженерам, промышленникам, предпринимателям, финансистам может прийти поколение блогеров, которые погружены в сеть очень глубоко, если не безвозвратно. И останутся одни зрелища. Так как хлеб, говоря аллегорически, сеять и убирать будет некому. Как видится, весьма существенный вызов для цивилизации. И, кажется, его безответственно не замечать. Каким-то образом необходимо купировать, чтобы не попасть в ловушку виртуальных шоу и реальной нищеты. Весьма важный вопрос, требующий гибких подходов и оригинальных решений. Жгучие консерваторы предложат рубануть с плеча и попросту отключить лишние сервисы. Очень привлекательный в своей простоте инструмент.
Однако современные коммуникационные цифровые платформы, кроме угроз, несут в себе и множество возможностей. И с точки зрения развития реального сектора, личности, приобретения новых знаний, повышения доступности образования. Те же лайфхаки весьма полезная штука, если не увлекаться этими историями. Чтобы найти золотую середину, потребуются нетривиальные решения — и технологические, и социальные, и педагогические.
volchkov@sb.by