К поискам подключили 52-й поисковый батальон.
Катаев, Волков и Соболев
Инициатором поиска пропавших летчиков стала актриса, режиссер Лариса Карасина. Она уже долгое время волонтерит: занимается поиском солдат и изучением сожженных в войну деревень. В 1990‑х женщина столкнулась с людьми, очернявшими подвиг советского народа в Великую Отечественную. После этой неприятной встречи твердо решила, что будет делать все для сохранения памяти о тех событиях.О крушении самолета она узнала от своей мамы, которой в 1941 году было семь лет.
Пуговица со звездой — одна из первых находок.
— Все жители деревни побежали к месту трагедии, — передает слова матери. — В обгоревшей кабине нашли планшет, в котором было написано имя одного летчика — Александр Катаев. А со вторым пилотом даже успели поговорить, но, к сожалению, он скончался. Его звали Николай Волков.
…Самолет пытались искать, но каждый раз безуспешно. Со временем и свидетелей тех событий не стало, а история начала обрастать домыслами.
Лариса Карасина.
— Поиски я начала в 2014 году, — рассказывает Лариса. — Тогда занималась деревнями, сожженными во время Великой Отечественной войны, и вспомнила про этот самолет. Сначала надо было идентифицировать всех членов экипажа. На машине той модели их обычно трое, фамилии и имена двух мы знали, третий оставался неизвестным. Об этом я написала в Администрацию Президента России. Через военкоматы нам дали фамилию третьего летчика — Соболев.
Спустя год на помощь Ларисе пришли 52‑й поисковый батальон и бобруйский филиал поискового клуба «Виккру». Подключилось много местных, в том числе и дочка одной из тех девочек, которые в 1941‑м нашли планшет. Руководствуясь рассказами матери, она показала приблизительное место крушения. Здесь начали находить металлические обломки и даже останки. Но позже выяснили, что детали принадлежат «Катюше», которую разбомбили в 1943‑м. Понять это помогли погоны — таких в 1941 году еще не было.
Неожиданный поворот
— Через несколько лет попыталась возобновить поиски, — продолжает Лариса. — В этот раз нам посодействовала председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Во время приема граждан зимой 2022‑го я обратилась к ней за помощью в съемках моего документального фильма «Возвращение» про этих летчиков. После этого нашлись и новые заинтересованные люди, среди которых были волонтеры организации «Авиапоиск-Борисов» Владимир Балашов, Виталий Зенько и Александр Греков. Последний и отыскал обломки самолета. Уцелел спидометр, пряжки от парашютов — все указывало на то, что это та самая машина.Лариса предложила нам побывать на раскопках. Тем более что в Подоресье отправлялись и внуки Николая Волкова, приехавшие из Тюмени. Для них вся история началась в 2015‑м, говорит внучка летчика Анна Коломеец:
— Позвонили из местного военкомата и сказали: нас разыскивает Лариса Карасина. Мы пообщались, стало понятно, что это общее очень важное дело.
Я, конечно, нервничаю: хочется, чтобы были какие-то прямые доказательства того, что останки принадлежат моему деду. Тогда я смогу не только вывезти их в Россию и захоронить, но и, самое главное, снять статус без вести пропавшего. Очень благодарна белорусским поисковикам. Просто восхищаюсь этими людьми, которые все это делают из уважения к нашей истории.Внуки и правнуки Волкова приехали в Беларусь из Тюмени.
Внук Волкова Федор Мешков вспомнил интересную историю, которую рассказывала им бабушка:
— Когда она во время войны эвакуировалась, одна цыганка, ехавшая с ней в поезде, нагадала: «Твой муж вернется поздней осенью». Если принадлежность останков будет доказана, это как раз случится осенью…