Книги — не колбаса. Чтобы продавать их, недостаточно уметь считать выручку. Здесь нужно быть глубоко начитанным и образованным. Увы, среди современной молодежи мало тех, кто идет в эту профессию осознанно, скорее, по необходимости. Отработают по распределению — и уходят. Раньше — другое дело. Работать продавцом книг было и ответственно, и престижно, ведь человек имел доступ к большой ценности, коей раньше считалась книга. Светлана Гурина любит свою профессию и хранит ей верность уже четыре десятилетия.
Несмотря на метель за окном, в книжном магазине “Маладосць” на улице Максима Богдановича тепло и уютно. И дело не только в богатом ассортименте и приятном оформлении зала. Но и в том, как здесь встречают посетителей. Даже в будни старший продавец Светлана Гурина с уложенной прической, в нарядной блузке… Видит знакомых покупателей — расплывается в улыбке.
— На моих глазах выросло два поколения взрослых читателей, — говорит Светлана Ивановна. — Лет сорок назад в магазин прибегали маленькие книголюбы, спустя два десятилетия они приходили уже с колясками, а сейчас их дети заглядывают в книжный со своими малышами. Радуюсь, когда вижу, что тяга к чтению передается в семье.
Самой Светлане Ивановне любовь к книге привил муж. Они поженились, когда Василий Васильевич, позже первый секретарь ЦК комсомола Белоруссии, учился на последнем курсе факультета журналистики.
— Муж дружил с директором Минского областного книготорга Владимиром Лаптенком. И когда рядом с нашим домом начал строиться книжный магазин, Владимир Ильич предложил мне перейти в их структуру, — вспоминает Светлана Гурина. — За плечами у меня был торгово-экономический факультет Института народного хозяйства, а в душе — невероятная тяга к книге. Поэтому я быстро согласилась. Несколько месяцев работала в книжном магазине “Светоч”. А в сентябре 1978 года перешла в “Маладосць”. С тех пор здесь и тружусь. Тридцать три года возглавляла магазин. Но и уйдя на пенсию, не бросила книжный — работаю старшим продавцом.
Светлана Ивановна, проходя по торговому залу, вспоминает, что работать вначале было очень интересно. Все потому, что люди хотели читать и читали.
— Это было модно и престижно. Чтобы купить книгу, в очереди стояли, макулатуру сдавали. Скажем, сдал человек 20 килограммов — ему талон на “Графа Монте-Кристо”. С этим талоном он приходил к нам в магазин, и мы продавали ему том. То есть за сданную макулатуру он не книгу получал, а лишь право ее приобрести, — объясняет собеседница. — А на подписные издания и вовсе розыгрыши устраивали, поскольку их было очень мало. Чтобы записаться в список для участия в розыгрыше, люди часами на улице в очереди простаивали! И как тут сделать вывод, что люди не любили книгу? Любили и читали. Хотя и времени было меньше. Это сейчас отправил полуфабрикат в микроволновку, забросил белье в стиралку — и читай книжку. А тогда надо было в очередях постоять, продукты купить, времени было мало, но люди не забывали о печатном слове.
Тиражи книг были огромные. Светлана Ивановна вспоминает, что печатали и по полтора, и по два миллиона экземпляров. Понятно, издания были рассчитаны на весь Советский Союз, но львиная доля их приходилась как раз на БССР как русскоговорящую республику.
— Тем не менее книг не хватало. И мы старались сделать так, чтобы у людей была возможность читать и просвещаться. Возникла идея давать книгу напрокат, — рассказывает продавец. — В магазинах были организованы специальные отделы с самой ходовой дефицитной литературой. Таким образом одно издание могло побывать в руках десятков, сотен посетителей. Зачитывали книгу — мы ее по остаточной стоимости продавали. Придумали книгообмен. Скажем, у покупателя были “Дети Арбата”, а он хотел бы почитать “Анну Каренину”. Приносил издание в магазин, ставил на полку и забирал взамен другое.
Кроме того, продавцы книг сотрудничали с библиотеками, проводили совместные мероприятия с обществами книголюбов, ездили на предприятия…
Лично Светлана Гурина привносила в сферу книготорговли немало идей. Бывая в разных странах в связи с работой супруга, первым делом бежала не в продовольственный магазин, а в книжный — посмотреть раскладку книг, оформление торгового зала и прочее, чтобы позже применить у себя на работе заграничный опыт. А ее муж Василий Васильевич обязательно покупал книги — не мог пройти мимо интересного издания. Неудивительно, что за годы в их квартире образовалась огромная библиотека. Есть и редкие издания, например, томик Пушкина 1872 года. После смерти мужа Светлана Ивановна — главная хранительница их семейных книжных сокровищ.
— Сейчас книг — море, а читать люди не особо хотят. Если бы все эти издания в то время!.. — мечтательно задумывается Светлана Ивановна. — У нас, наверное, выросло бы очень умное поколение. Конечно, и сейчас приходят покупатели. Есть молодежь, которая читает. Встречаются очень толковые ребята. А есть… Придет молодой человек в магазин за ручкой, говоришь, зайдите в зал, посмотрите — вертит головой. Можно ведь и не покупать книгу, просто подержать в руках — уже какая-то информация отложится: что за книга, кто автор… А то спроси, кто написал “Войну и мир”, не каждый ведь и ответит.
И такое невежество, сокрушается Светлана Гурина, встречается даже среди будущих продавцов книг:
— Сегодня в профессию приходит много случайных людей. Учатся, лишь бы диплом какой-нибудь получить. А нам хотелось бы, чтобы приходили ребята с горящими глазами, любящие эту профессию, читающие книги и знающие их авторов.
Светлана Ивановна не винит нынешнюю молодежь. Говорит, наверное, это время поставило их в такие условия, и верит, что интерес к бумажной книге еще вернется.
— В книжной торговле были взлеты и падения. В 1990-е книжные полки пустовали. И чем мы только не торговали, чтобы сохранить магазин, — ведрами, клеем для обоев, обувью… — вспоминает собеседница. — Думаю, и этот период переходный. Одержимость социальными сетями, новыми технологиями — временное явление. Это мода, и она пройдет. А книга была, есть и будет.
Проблема еще в том, объясняет Светлана Ивановна, что раньше покупательский спрос опережал предложение, а теперь предложение в десятки раз превышает покупательную способность:
— Получили вы в советское время зарплату и отправились в город. Зашли в магазин за туфельками — а их нет. Зашли в другой за колготками — тоже нет. А по дороге книжный, очередь стоит, и вы стали в нее, купили книжку. А теперь и колготки есть, и белье есть, и туфельки есть… И пока человек доходит до книжного магазина, в кошельке денег не остается. Без книги, считает народ, можно прожить, без чего-то другого — нет. Надеюсь, наступит время, когда люди будут думать по-другому.
КСТАТИ
XXVI Минская международная книжная выставка-ярмарка пройдет с 6 по 10 февраля в выставочном комплексе на проспекте Победителей, 14. Свои экспозиции представят более 300 участников, в том числе иностранных. Заявки на участие в выставке уже подали представители 35 стран. Посетителей ждут многочисленные встречи с авторами, издателями и художниками, презентации книг, круглые столы, автограф-сессии, мастер-классы.
mila@sb.by
Светлана Гурина 40 лет работает в книжном магазине “Маладосць” в Минске
Больше чем товар
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.