На малый бизнес в стране возлагаются немалые макроэкономические надежды. Если небольшие формы хозяйствования и не станут главным драйвером экономики, то уже являются очень существенной ее составляющей. И значимость предпринимательства планируется повысить, особенно его производственный фланг. Ежегодно появляются какие-то дополнительные стимулы для этого сегмента бизнеса. Но пока в малом предпринимательстве лидируют торговля и сфера услуг. Присутствуя на многочисленных деловых форумах, уже который год ловлю себя на мысли: одним из самых значимых подспорий предпринимателям было бы формирование маркетинговой инфраструктуры — в широком понимании этого слова. В сравнении с торговлей и услугами производство проигрывает по инвестиционным характеристикам: капитал требуется больший, окупаемость кардинально длиннее, а риски несопоставимо выше. Возможно, необходимо пристально посмотреть на последнюю составляющую. Малый бизнес отличается гибкостью и изворотливостью. Но у него не хватает средств и компетенций, чтобы точно прощупать рынок, определить его потребности. И, соответственно, попасть в эффективную модель.
Несомненно, любая коммерческая деятельность связана как с возможностью больших прибылей, так и не менее катастрофических убытков. Другой вопрос, что эти процессы если не могут быть полностью предсказуемыми, то, по крайней мере, планируемы и прогнозируемы. И методологии есть. Но для малого и даже в большинстве случаев среднего бизнеса они не всегда доступны по финансовым причинам.
В результате возникает парадоксальная ситуация: в разные годы на внутреннем рынке складывается переизбыток тех или иных видов сельскохозяйственной продукции. В 2023-м, например, много картофеля. И его сбыт несколько затруднен. А до этого, помнится, было много лука, капусты, томатов… «Поймав» убытки на определенной культуре, производители переключались на более маржинальную продукцию по итогам прошлого года. И формировали «посадочные» запасы на сезон следующий. И опять возникает избыток, но уже нового продукта.
Аграрный сектор, впрочем, как и многие промышленные, живет своими циклами, обусловленными чисто физическими особенностями производимой продукции. И поэтому, как мне кажется, логично малым формам бизнеса создавать кооперационные структуры. И давать им полномочия анализа рынка, его потребностей, емкости и других характеристик, чтобы не создавать ситуаций «перегрева»,которые на самом деле отрицательно влияют на производителей, а в конечном счете и на потребителей, только с некоторым временным лагом. Избыток одной продукции всегда, так уж устроен мир, впоследствии приводит к дефициту других видов товаров. И это не нужно ни покупателям, ни производителям.
volchkov@sb.by