Малому бизнесу не хватает солидного маркетинга для более эффективной работы

Большая стратегия для малых производств

На малый бизнес в стране возлагаются немалые макроэкономические надежды. Если небольшие формы хозяйствования и не станут главным драйвером экономики, то уже являются очень существенной ее составляющей. И значимость предпринимательства планируется повысить, особенно его производственный фланг. Ежегодно появляются какие-то дополнительные стимулы для этого сегмента бизнеса. Но пока в малом предпринимательстве лидируют торговля и сфера услуг. Присутствуя на многочисленных деловых форумах, уже который год ловлю себя на мысли: одним из самых значимых подспорий предпринимателям было бы формирование маркетинговой инфраструктуры — в широком понимании этого слова. В сравнении с торговлей и услугами производство проигрывает по инвестиционным характеристикам: капитал требуется больший, окупаемость кардинально длиннее, а риски несопоставимо выше. Возможно, необходимо пристально посмотреть на последнюю составляющую. Малый бизнес отличается гибкостью и изворотливостью. Но у него не хватает средств и компетенций, чтобы точно прощупать рынок, определить его потребности. И, соответственно, попасть в эффективную модель.


Возьмем хотя бы наши фермерские хозяйства. На одной из встреч предпринимателей с представителями органов государственного управления была озвучена проблема: переизбыток картофеля на рынке. Его много и в Беларуси, и в России, которая в 2023-м обеспечила этим овощем свои внутренние потребности. А ведь еще совсем недавно «бульба» была в дефиците и продавалась по хорошей цене. Сейчас конъюнктура не в пользу фермеров. И, как они говорят, рискуют поймать убытки. 

Несомненно, любая коммерческая деятельность связана как с возможностью больших прибылей, так и не менее катастрофических убытков. Другой вопрос, что эти процессы если не могут быть полностью предсказуемыми, то, по крайней мере, планируемы и прогнозируемы. И методологии есть. Но для малого и даже в большинстве случаев среднего бизнеса они не всегда доступны по финансовым причинам.


Взять тех же фермеров. В Беларуси сложился крепкий класс частных тружеников аграрной индустрии. И работают они достаточно эффективно с точки зрения производства продукции. Фермеры прекрасно знают, как вырастить, по каким технологиям. А если не хватает каких-то компетенций, то привлекают консультантов, научных работников. Но вот с бизнес-планированием, а тем более прогнозированием, есть определенные пробелы.

В результате возникает парадоксальная ситуация: в разные годы на внутреннем рынке складывается переизбыток тех или иных видов сельскохозяйственной продукции. В 2023-м, например, много картофеля. И его сбыт несколько затруднен. А до этого, помнится, было много лука, капусты, томатов… «Поймав» убытки на определенной культуре, производители переключались на более маржинальную продукцию по итогам прошлого года. И формировали «посадочные» запасы на сезон следующий. И опять возникает избыток, но уже нового продукта.


Несомненно, меня, как потребителя, иной раз радуют ценовые дисконты. Но умом-то понимаю: чудес не бывает.
Аграрный сектор, впрочем, как и многие промышленные, живет своими циклами, обусловленными чисто физическими особенностями производимой продукции. И поэтому, как мне кажется, логично малым формам бизнеса создавать кооперационные структуры. И давать им полномочия анализа рынка, его потребностей, емкости и других характеристик, чтобы не создавать ситуаций «перегрева»,
которые на самом деле отрицательно влияют на производителей, а в конечном счете и на потребителей, только с некоторым временным лагом. Избыток одной продукции всегда, так уж устроен мир, впоследствии приводит к дефициту других видов товаров. И это не нужно ни покупателям, ни производителям. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter