К 100‑летию Александра Аксенова

Большая школа жизни

БССР стала первой формой национальной государственности для белорусов в ХХ веке. Советская республика оставила нам богатое наследие. Оно не исчерпывается только памятниками архитектуры, произведениями искусства и научными достижениями. В первую очередь это яркие личности, которые созидали, творили, трудились во имя общего дела. Сфера государственного управления не была исключением. К числу таких незаурядных лидеров советской поры, безусловно, относится Александр Никифорович Аксенов. 9 октября 2024 года исполняется сто лет со дня его рождения.

Александр Аксенов во время работы председателем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию.

Человек от земли

Мне посчастливилось быть лично знакомым с Александром Никифоровичем. В 2006 году, когда избрали вторым секретарем ЦК БРСМ, одним из первых дел стало знакомство с ветеранами комсомола. Хотя не любили они это слово: как так, комсомолец и ветеран!
Действительно, люди, вложившие душу в молодежное движение, оставались по‑своему юными. Из всей плеяды самым уважаемым был именно Александр Аксенов. Немногословный, улыбчивый, всегда элегантно одетый. Было заметно, что опыт научил его присматриваться к новым людям, оценивать их.
Зато потом, когда этот этап был пройден, беседы с ним были подлинным наслаждением. Каждая из них осталась в памяти.

Как и большинство советских руководителей, Аксенов вышел из крестьянской семьи. В его биографии пишут, что он родился в деревне Кунторовке Гомельского уезда БССР. Это не совсем так. Нет, наш юбиляр родился в этой деревне, а вот уезд входил в состав Гомельской губернии РСФСР. Частью советской Беларуси эти земли стали только в 1926 году. Сейчас Кунторовка относится к Ветковскому району. Семья Аксеновых в 1929 году одной из первых вступила в колхоз «Чырвоная Беларусь». Когда мальчику было одиннадцать лет, мать умерла от туберкулеза. Осталось пятеро детей, и Александру пришлось стать главным помощником отца.

Много десятилетий спустя он вспоминал, как нелегко давалась крестьянская трудовая наука: «Настоящей пыткой было для меня доить корову. Она ни за что не хотела признавать меня «хозяйкой» и не подпускала к себе. А если позволяла подоить, то могла неожиданно ударить ногой, и несчастный дояр летел в один угол хлева, а ведро с молоком — в другой».

За каждодневной работой по хозяйству мальчик не забывал об учебе, был отличником — семилетку окончил с почетной грамотой. Его мечтой стало поступление в железнодорожный техникум, ведь там выдавали форму, а значит, не надо было заботиться об одежде. Но с поступлением парень опоздал: приехал в Гомель, когда экзамены уже закончились. И тут ему предложили поступать в другой техникум — педагогический. Долгих сомнений не было, Аксенов любил и уважал учительскую профессию, до глубокой старости помнил имена своих наставников. Как отличника, его зачислили без вступительных экзаменов, что и определило дальнейшую судьбу.
Просто удивляешься, как у этого молодого человека хватало на все времени! Он не только хорошо учился, но и активно занимался лыжами, гимнастикой, подрабатывал в речном порту, очень быстро стал комсомольским вожаком в техникуме.

Фронтовые дороги и высокие кабинеты

После техникума началась новая жизнь — Аксенов стал учительствовать в начальных классах. Правда, недолго. В 1942 году началась война, и молодой учитель, собрав группу товарищей, решил идти на фронт добровольцем. Но их решение не одобрили в военкомате, а направили в эвакуацию в Чкаловскую (Оренбургскую) область. Там выделили новый участок работы, назначив учетчиком тракторной бригады в колхозе. И надо же, что именно в этой бригаде он повстречал молодую трактористку Валю. Вспыхнула любовь, и вскоре молодые люди поженились.
А в августе 1942 года настойчивый белорус добился направления в Чкаловское пулеметное училище. Дальше начались фронтовые дороги. Аксенов воевал под Сталинградом, командовал взводом. В одном из боев за Матвеев Курган его тяжело ранило в обе ноги. За тот бой уже в конце войны нашего героя наградят орденом Славы III степени, а саму взятую высоту назовут Аксеновской.
Тянулись долгие недели в госпиталях, откуда девятнадцатилетний парень вышел инвалидом второй группы. Унывать времени не было, бывший фронтовик вновь стал учителем, а вскоре его выдвинули на комсомольскую работу — сначала в Чкаловской области, а затем, после освобождения от немецко‑фашистских оккупантов, в родной Беларуси. Пятнадцать лет своей жизни Александр Никифорович отдал комсомолу. Прошел путь от первого секретаря райкома до руководителя ЦК ЛКСМБ. Именно в комсомоле Беларуси он познакомился с Петром Машеровым. Тот заметил сметливого и работящего фронтовика, который к тому же отличался недюжинными лидерскими качествами, умел сплачивать вокруг себя людей.
Оценили успехи Аксенова во главе республиканской организации и на союзном уровне, пригласив на работу секретарем ЦК ВЛКСМ. Это был его первый, но не последний приход в высокие московские кабинеты.
Секретариат ЦК КПБ 1975 г. Слева направо: секретарь ЦК по идеологии Александр Кузьмин, второй секретарь ЦК Александр Аксенов, первый секретарь ЦК Петр Машеров, секретарь ЦК по сельскому хозяйству Виктор Шевелуха, секретарь ЦК по промышленности Алексей Смирнов.

Комсомольский призыв

И вновь крутой жизненный поворот. В 1959 году Аксенова возвращают в Минск на непривычную должность заместителя председателя КГБ, а менее чем через год назначают министром внутренних дел БССР. Впрочем, тогда это была обычная практика, ее еще называли комсомольским призывом. Таким образом правящая партия укрепляла проверенными кадрами правоохранительные и силовые структуры, обеспечивая дополнительный контроль. Вполне системным был и следующий этап его биографии, когда после генеральской должности поручили стать первым секретарем Витебского обкома КПБ. Произошло это в 1965 году после того, как Кирилл Мазуров ушел на повышение в Москву, а ЦК КПБ возглавил Петр Машеров.

Конечно, Аксенов был человеком машеровской команды. А там царила особая атмосфера, мотивировавшая на созидание и формировавшая дух товарищества и взаимного доверия.

Небольшая иллюстрация. Однажды первый секретарь ЦК приехал на Витебщину и остался недоволен темпами работы на селе, резко раскритиковал руководителя области. Аксенов ответил не менее резко. На том и разошлись. Казалось, отношения были испорчены навсегда. Александр Никифорович ночь не спал, переживая. Утром с тяжелым сердцем явился в гостиницу к Машерову. Тот, увидев его, улыбнулся и сказал: «Александр Никифорович, извини меня. Я был не прав. Я ночь не спал».
При Аксенове Витебщина совершила настоящий рывок, прежде всего в сельском хозяйстве. Этого удалось достичь тоже благодаря командной работе. Недаром и много лет спустя выходцы из области называли своего бывшего руководителя «наш Аксенов».

Достижения ради страны

В 1971 году Александра Никифоровича выдвигают вторым секретарем ЦК КПБ, то есть он стал правой рукой Машерова по партийной и кадровой работе. А в декабре 1978 года последовало новое назначение — председателем Совета Министров БССР.

Именно на этой ответственной должности в полной мере раскрылся управленческий и политический потенциал Аксенова.
Под его руководством открывались новые комбинаты и крупные сельскохозяйственные комплексы, проводилась масштабная электрификация железной дороги. В Минске был построен стадион «Динамо», проведена часть Олимпиады‑80, начато строительство метрополитена. Свершений было громадье!
Но выпала на долю Александра Никифоровича и тяжелая миссия. В октябре 1980 года трагически погиб Петр Миронович, и председатель Совмина организовывал прощание с любимым всей республикой руководителем, своим другом. Именно он произносил речь с трибуны у Дома Правительства на траурном митинге.

Аксенов работал Премьером и при следующем первом секретаре Тихоне Кисилеве. А вот затем на время пришлось уехать из БССР. В 1983 году его назначили послом СССР в Польше. Это была своего рода почетная ссылка. В свое время в Варшаву, подальше от партийных верхов, отправили Пантелеймона Пономаренко. Но Александр Никифорович сумел выиграть эту аппаратную схватку. В 1985‑м его возвращают в Москву на должность председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В условиях начавшейся в то же время перестройки это был один из ключевых постов.
Именно при Аксенове советское телевидение стало стремительно меняться. Однако сам Александр Никифорович никогда не был ярым сторонником политики Михаила Горбачева. Его точно нельзя было отнести к «прорабам перестройки». Слишком многим Аксенов мешал. Его начали критиковать «с самого верха». 
Александр Аксенов и Михаил Горбачев. 1987 год.

К тому же в мае 1989 года он попал в автомобильную аварию и вскоре подал в отставку. Через некоторое время Александр Никифорович вернулся в Минск.

В 90‑е годы он поддержал Александра Лукашенко, избранного Президентом Беларуси. Александр Никифорович не занимал больше высоких постов. Он просто всегда был рядом. Его мудрое слово, его спокойствие, выдержка, взвешенные оценки и рассуждения очень помогали. Сама личность этого человека свидетельствовала о преемственности лучших традиций отечественной государственности. Александр Никифорович ушел от нас в сентябре 2009 года, не дожив буквально месяц до своего 85‑летия.
Тогда итог всей его удивительной и невероятно насыщенной судьбы лаконично и очень точно подвел Президент Беларуси Александр Лукашенко: «Жизнь и деятельность Александра Никифоровича навсегда вошли в историю Беларуси как яркий пример преданного служения Родине, верности гражданскому долгу и самоотверженному труду».
Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter