Орудовавшие в Витебской области рецидивисты из «лихих 90-х» не подозревали, до чего дошел прогресс

Биты на стол

 Дерзкие, жестокие — эти рецидивисты, будто прямиком из 90-х, удивили даже опытных оперативников.

В Бешенковичском и Витебском районах сценарий ограблений был как под копирку. Самодельные маски и биты, проникновение в чужое жилище под покровом ночи… В обоих случаях жертвами стали семейные пары. Итог трагичен: жены больше никогда не увидят мужей, забитых бандитами до смерти.

Коллаж Ольги Александровой

Ничего святого

К своему 41 году Сергей Шувалов (здесь и далее имена по этическим соображениям изменены. — Прим. ред.) провел в тюрьме большую часть жизни. Не отставал от него и 38-летний Стас Иванов, в общей сложности отбывший наказание 17 лет. Кражи, грабеж, разбой… Впрочем, два последних преступления поставили жирную точку в их криминальной карьере. Обоих подельников приговорили к пожизненному заключению. По заслугам.

Павел Шишло, начальник отдела линейного процессуального контроля управления процессуального контроля управления Следственного комитета Республики Беларусь по Витебской области, посвящает в подробности:

— Еще в колонии фигуранты договорились: выйдут на свободу, встретятся и выберут какой-нибудь дом, из которого вынесут деньги и ценности. Причем было решено не красть имущество тайно, а пойти на разбой. Впоследствии так и получилось. На своих жертв бандиты нападали ближе к ночи, когда люди уже ложились спать, избивали их самодельными битами, связывали шнурами и скотчем. Затем, забрав все ценное, что могли унести, убегали.

Для первого общего налета Шувалов и Иванов положили глаз на добротный дом в одной из деревень Бешенковичского района. К выбору подтолкнул дорогой автомобиль, припаркованный недалеко от ворот. Приятели заранее изготовили самодельные маски-балаклавы, вырезали из дерева что-то вроде бит, а в сельском магазине прикупили еды и спиртного. На дело шли разгоряченные алкоголем и собственной напускной бравадой. Дождавшись, пока на улице стемнеет, преступники надели маски и через незапертую (!) дверь зашли внутрь. В одной из комнат на диване лежал хозяин, на голову которого налетчики обрушили удары. Сельчанин потерял сознание. Во второй комнате грабители увидели женщину. Ее тоже избили, а позже стали требовать деньги, ценности и ключи от иномарки, к слову, оказавшейся соседской. Негодяи не побрезговали ничем: забрали шампанское и вино, даже кусок колбасы и помидоры — на закуску… В карман бандитов перекочевали золотые украшения супругов, рука поднялась и на небольшой кулон с изображением Божьей Матери.

Жертву связали и предупредили: «Позвонишь в милицию — убьем». Понятно, слушать рецидивистов не стала ни эта пострадавшая, ни ее коллега по несчастью, в чей с мужем дом грабители ворвались всего на несколько дней позже в Витебском районе. И снова в крови преступников бушевали алкоголь и вседозволенность. Правда, на этот раз хозяйку дома избивать не стали. Велели: «Залезай с головой под одеяло и сиди тихо как мышка, если хочешь жить...» Ее муж от полученных травм скончался.

Сомнительные «рыбаки»

Задержать опасных преступников помогла бдительность, поясняет Павел Шишло:

— Действуя по плану, сотрудники милиции отрабатывали одну из деревень Витебского района. Остановились и возле двух подозрительных мужчин, которые пояснили, что идут с озера. На вопрос, где это озеро находится, указали разные направления. И конечно же, сразу были задержаны до выяснения обстоятельств. После того как приятели побывали в служебном «уазике», под его сиденьем обнаружили крестик, сережки, кольцо... Так, не видя иного выхода, преступники решили сбросить в машине часть награбленного.

Вина Шувалова и Иванова полностью подтвердилась. Восстановить справедливость помогли и такие неоспоримые доказательства, о которых бывалые сидельцы и не слышали. Генетические экспертизы, сведения о соединениях мобильных телефонов, записи с камер видеонаблюдения — прогресс тоже на службе закона. Например, застрявшие в 90-х бандиты искренне удивлялись, когда следователи, считай, по часам расписали их преступные «гастроли».

Людмила Судакова, психолог:

— Ограничение свободы всегда влияет на психику. Изменения тем сильнее, чем больше время, проведенное за решеткой. Говоря о рецидиве, нужно учитывать и личность самого преступника. Среди них есть те, кто словно застрял в определенном периоде, например в лихих 90-х. Оказавшись на свободе, многие не справляются с переоценкой ценностей, новыми нормами и правилами, в которых бандитскому прошлому места попросту нет.

Как вести себя с людьми, которые много лет провели в тюрьме? Если это не ваш близкий родственник, а посторонний или малознакомый человек, то самое верное решение — не вовлекаться в общение. То есть не проявлять интереса, участия, стараться свести на нет словесный и физический контакт. Нередко бывшие осужденные — довольно опытные манипуляторы, так что не поддавайтесь на нарочитые попытки вызвать сочувствие или возможные угрозы, претензии. Справиться с напором помогут ваши четко очерченные личные границы.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter