В поисках утраченного. Николай Никифоровский - этнограф и патриот

Богатырь и рыцарь духа

«Грустная поговорка: нет пророка в своем отечестве — как нельзя более оправдалась на Н.Я.Никифоровском», — так отозвались некоторые современники на уход из жизни известного белорусского этнографа в Витебске в 1910 году.


Заглянуть в душу народа

Еще о Никифоровском говорили как о человеке бескорыстном, непритязательном и безгранично преданном родному народу и науке. Одновременно его отличали независимый характер и такой же независимый образ мыслей. Обладая подобным набором качеств, тем не менее Николай Яковлевич всю жизнь оставался в скромной роли простого учителя. Более того: в те времена научные и литературные занятия учителей не поощрялись местным начальством от образования. «Открытое выступление Н.Я.Никифоровского на литературное и научное поле, не сулившее ему притом и никаких денежных выгод, являлось с его стороны в известной степени подвигом гражданского мужества», — так писал его коллега по Витебской губернской архивной комиссии Владимир Стукалич. И далее: «Нас, белорусов, нередко характеризуют ироническими словами: тихий и кроткий, хилый и слабый белорус. Н.Я.Никифоровский, по справедливости, был богатырем и рыцарем духа; далеко не слаб он был и физическими силами. Но первая половина этой характеристики как раз подходила к нему. Быть может, излишняя уступчивость, мягкость и снисходительность и давали недальновидным людям повод смотреть на Н.Я.Никифоровского, как на незначительного человека, — какого–то чудака, погруженного в никому не нужную, бесплодную кабинетную работу.

Витебск. Успенский собор и духовная семинария,  где учился Никифоровский. Начало XX века.

Н.Я.Никифоровский шел, как и всякий человек оригинального дарования, своим особенным путем. Изучение народной жизни не служило для Н.Я.Никифоровского только средством к собиранию возможно более обширного материала для жрецов бесстрастной науки, труды его не были плодом исключительно ума холодных наблюдений. Нет. Сам природный белорус, не по рождению только, но и по коренным свойствам своей души и характера, Н.Я.Никифоровский стремился заглянуть в душу родного народа и с любовью изучал даже самые мелкие черты и его внешнего быта, и других духовных проявлений народного склада ума и характера».

На первом этапе исследовательской деятельности Николай Никифоровский тесно сотрудничал с известным в России лингвистом, этнографом и фольклористом Павлом Шейном. Начало 90–х годов XIX века — пора его самостоятельной работы. Никифоровский отправляет свои труды на рассмотрение ученых обществ, публикуется в печатных изданиях. Но, в отличие от П.Шейна и еще одного известного собирателя и исследователя белорусского фольклора — Е.Романова, Никифоровский сосредоточил научное внимание, главным образом, на описании особенностей семейной и общественной жизни, нравов, обычаев и поверий народа.

Свислочская гимназия, где преподавал Никифоровский . Начало XX века.

В.Стукалич вспоминал яркое описание Никифоровским жизни в родительском доме. Так вот, по словам самого Николая Яковлевича: она «протекла среди не деревенского только, а захолустного мрака крепостничества. В моей памяти живыми образами восстают лица, которые клятвенно уверяли тогда, что такой–то держал за хвост черта или ведьму, другой целые часы провел с давним покойником в дружеской беседе, третий нашел и лакомился куском упавшего облака и пр. Все это, исходя из бородатых и морщинистых уст, или от плешивой головы, крепко заседало в моей отзывчивой душе и наслаивалось в ней чуть не до болезненного гнета. Мои случайные учителя (в детстве), за ничтожными исключениями, помимо недалекости в учебном деле, были люди недалекие и в мировоззрении: они не рассеяли мой суеверный кругозор, а скорее расширили его своими рассказами».


Белоруска. Начало XX века.
Неудивительно, что Никифоровский не хотел стать похожим на таких вот своих земляков. Желал им, их детям просвещения, настоящего светлого ума. Для чего и трудился самоотверженно всю жизнь. «Пока что лишь мелькает, пока что только зачинает преуспеяние «беленького» землячка; но на сем зачинании строится улучшающееся житье–бытье его, а самому преуспеянию видимо сопутствуют исконная вера, верность и тяготение к свету потомков древних Кривичей», — писал Н.Никифоровский.
Энциклопедия витебской жизни

К главным научным трудам Н.Никифоровского относятся его «Очерки простонародного житья–бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности» (1895 г.), представляющие полную бытовую картину домашней жизни крестьянина: где жил, что ел и пил, как одевался, работал, охотился и рыбачил... Своего рода дополнением темы можно считать его «Очерки Витебской Белоруссии» (8 ч., 1892 — 1898 гг.), а также собранные на Витебщине «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах» (1897 г.); небольшая, но весьма содержательная книга «Сельско–школьное обучение в юго–восточной окраине Витебской Белоруссии» (каким застает его реформа 19 февраля 1861 года) и «Странички из недавней старины города Витебска» (1899 г.).

По мнению Стукалича, в «Страничках...» Н.Никифоровский делает попытку взглянуть в недалекое прошлое города — примерно, от середины XIX века, когда изменившиеся условия жизни на момент написания работы еще не успели стереть и уничтожить некоторые любопытные местные особенности и пережитки прошлого:

«Театр Морицa, о котором долго вспоминали любители, оркестры Ягонова, загородные прогулки большим обществом, щедрая помощь бедным, учреждение и прекрасное оборудование зала–приюта, — сколько во всем этом, по описанию автора, было жизни, блеска, движения.

Крестьянин Лепельского уезда. Начало XX века.
Мимоходом автор дает точные и меткие описания Замковой горы, Николаевского собора до последнего капитального ремонта, Успенского собора и городских улиц, — все в тогдашнем их виде.

Отметив обилие в Витебске площадей и обширность витебских базаров, автор останавливается на описании тогдашней базарной жизни, имевшей свои характерные особенности, вроде обжорных рядов, шафочек и проч., ныне бесследно исчезнувшие.

С не меньшей подробностью и вниманием описывает былую общественную жизнь народных слоев города: исчезнувшие забавы, вроде шарманок, петрушек или «рататуй», канатных плясунов, уличных представлений голодных кантонистов, гомерические двинские и уличные кулачные бои, своего рода народный спорт, в коих в полном блеске проявлялась удаль и молодечество молодежи; изменения, какие вносила в уличное движение и в жизнь города весною, летом и осенью река Двина...

Глубоко поучительны и грустны те строки, которые посвящены автором памяти былого, некогда именитого, витебского купечества, игравшего такую видную роль в истории города, вплоть до новейшего времени. В былое время по Западной Двине уплывало вниз мимо Витебска до 1500 барок с весьма разнообразным грузом, преимущественно хлебным, льняным и пеньковым, причем исконное белорусское купечество держало в своих руках всю обширную отпускную оптовую торговлю. Но с проведением железной дороги торговля эта ускользнула из старых рук и перешла в другие, «более проворные и цепкие», — по словам автора».

Витебск. Общий вид. Конец XIX века.

И сегодня с интересом читаются работы Николая Никифоровского «Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе» (1907 г.), «Белорусские песни–частушки» (издано уже после ухода автора из жизни в 1911 г.).

Вместо эпитафии от Владимира Стукалича

«Своей вдове и детям покойный не оставил никакого имущества, кроме литературных трудов, не имеющих рыночной ценности. Витебск. 9 августа, 1910 года».

Действительно, труды Николая Никифоровского — из разряда ценностей вечных.

Витебск. Гимназия Неруша,  где преподавал Никифоровский.

Из биографии Николая Никифоровского

Николай Яковлевич Никифоровский родился в мае 1845 года в селе Вымно Суражского (потом Витебского) уезда, как тогда говорили, у «родителей духовного звания» — в небогатой семье пономаря. После первоначального обучения в сельских школах, в 1855 году, отец отвез сына в Витебск, где Николай Никифоровский поступил в хор архиерейских певчих и в то же время учился в местном духовном училище. Позже о своем шестилетнем пребывании в архиерейском хоре Никифоровский написал весьма живописный «Очерк жизни и быта певчих Витебского архиерейского хора с 1–го сентября 1855 года и по 1–е сентября 1861 года».

По окончании духовного училища Никифоровский поступил на казенный счет в Полоцкую духовную семинарию, которую окончил в 1867 году. Однако дальше учиться — в Петербургской духовной академии — уже не получалось: не хватало средств. И Николай Яковлевич приступил к учительскому труду. С октября 1867 года по сентябрь 1871–го был законоучителем, затем учителем в сельском училище; затем служил в приходском училище в Витебске; с января 1877 года — в приготовительном классе Свислочской учительской семинарии. В том же году выдержал испытание на звание учителя уездного училища. С июля 1882 года состоял преподавателем в подготовительном классе классической мужской гимназии в Витебске; с августа 1900 года по июль 1902–го — в приготовительном классе Молодечненской учительской семинарии. После чего по прошению переведен в родной Витебск на должность учителя подготовительного класса гимназии.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter