Заглянуть в душу народа
Еще о Никифоровском говорили как о человеке бескорыстном, непритязательном и безгранично преданном родному народу и науке. Одновременно его отличали независимый характер и такой же независимый образ мыслей. Обладая подобным набором качеств, тем не менее Николай Яковлевич всю жизнь оставался в скромной роли простого учителя. Более того: в те времена научные и литературные занятия учителей не поощрялись местным начальством от образования. «Открытое выступление Н.Я.Никифоровского на литературное и научное поле, не сулившее ему притом и никаких денежных выгод, являлось с его стороны в известной степени подвигом гражданского мужества», — так писал его коллега по Витебской губернской архивной комиссии Владимир Стукалич. И далее: «Нас, белорусов, нередко характеризуют ироническими словами: тихий и кроткий, хилый и слабый белорус. Н.Я.Никифоровский, по справедливости, был богатырем и рыцарем духа; далеко не слаб он был и физическими силами. Но первая половина этой характеристики как раз подходила к нему. Быть может, излишняя уступчивость, мягкость и снисходительность и давали недальновидным людям повод смотреть на Н.Я.Никифоровского, как на незначительного человека, — какого–то чудака, погруженного в никому не нужную, бесплодную кабинетную работу.
Витебск. Успенский собор и духовная семинария, где учился Никифоровский. Начало XX века.
Н.Я.Никифоровский шел, как и всякий человек оригинального дарования, своим особенным путем. Изучение народной жизни не служило для Н.Я.Никифоровского только средством к собиранию возможно более обширного материала для жрецов бесстрастной науки, труды его не были плодом исключительно ума холодных наблюдений. Нет. Сам природный белорус, не по рождению только, но и по коренным свойствам своей души и характера, Н.Я.Никифоровский стремился заглянуть в душу родного народа и с любовью изучал даже самые мелкие черты и его внешнего быта, и других духовных проявлений народного склада ума и характера».
На первом этапе исследовательской деятельности Николай Никифоровский тесно сотрудничал с известным в России лингвистом, этнографом и фольклористом Павлом Шейном. Начало 90–х годов XIX века — пора его самостоятельной работы. Никифоровский отправляет свои труды на рассмотрение ученых обществ, публикуется в печатных изданиях. Но, в отличие от П.Шейна и еще одного известного собирателя и исследователя белорусского фольклора — Е.Романова, Никифоровский сосредоточил научное внимание, главным образом, на описании особенностей семейной и общественной жизни, нравов, обычаев и поверий народа.
Свислочская гимназия, где преподавал Никифоровский . Начало XX века.
Энциклопедия витебской жизни
К главным научным трудам Н.Никифоровского относятся его «Очерки простонародного житья–бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности» (1895 г.), представляющие полную бытовую картину домашней жизни крестьянина: где жил, что ел и пил, как одевался, работал, охотился и рыбачил... Своего рода дополнением темы можно считать его «Очерки Витебской Белоруссии» (8 ч., 1892 — 1898 гг.), а также собранные на Витебщине «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах» (1897 г.); небольшая, но весьма содержательная книга «Сельско–школьное обучение в юго–восточной окраине Витебской Белоруссии» (каким застает его реформа 19 февраля 1861 года) и «Странички из недавней старины города Витебска» (1899 г.).
По мнению Стукалича, в «Страничках...» Н.Никифоровский делает попытку взглянуть в недалекое прошлое города — примерно, от середины XIX века, когда изменившиеся условия жизни на момент написания работы еще не успели стереть и уничтожить некоторые любопытные местные особенности и пережитки прошлого:
«Театр Морицa, о котором долго вспоминали любители, оркестры Ягонова, загородные прогулки большим обществом, щедрая помощь бедным, учреждение и прекрасное оборудование зала–приюта, — сколько во всем этом, по описанию автора, было жизни, блеска, движения.
Отметив обилие в Витебске площадей и обширность витебских базаров, автор останавливается на описании тогдашней базарной жизни, имевшей свои характерные особенности, вроде обжорных рядов, шафочек и проч., ныне бесследно исчезнувшие.
С не меньшей подробностью и вниманием описывает былую общественную жизнь народных слоев города: исчезнувшие забавы, вроде шарманок, петрушек или «рататуй», канатных плясунов, уличных представлений голодных кантонистов, гомерические двинские и уличные кулачные бои, своего рода народный спорт, в коих в полном блеске проявлялась удаль и молодечество молодежи; изменения, какие вносила в уличное движение и в жизнь города весною, летом и осенью река Двина...
Глубоко поучительны и грустны те строки, которые посвящены автором памяти былого, некогда именитого, витебского купечества, игравшего такую видную роль в истории города, вплоть до новейшего времени. В былое время по Западной Двине уплывало вниз мимо Витебска до 1500 барок с весьма разнообразным грузом, преимущественно хлебным, льняным и пеньковым, причем исконное белорусское купечество держало в своих руках всю обширную отпускную оптовую торговлю. Но с проведением железной дороги торговля эта ускользнула из старых рук и перешла в другие, «более проворные и цепкие», — по словам автора».
Витебск. Общий вид. Конец XIX века.
И сегодня с интересом читаются работы Николая Никифоровского «Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе» (1907 г.), «Белорусские песни–частушки» (издано уже после ухода автора из жизни в 1911 г.).
Вместо эпитафии от Владимира Стукалича
«Своей вдове и детям покойный не оставил никакого имущества, кроме литературных трудов, не имеющих рыночной ценности. Витебск. 9 августа, 1910 года».
Действительно, труды Николая Никифоровского — из разряда ценностей вечных.
Витебск. Гимназия Неруша, где преподавал Никифоровский.
Из биографии Николая Никифоровского
Николай Яковлевич Никифоровский родился в мае 1845 года в селе Вымно Суражского (потом Витебского) уезда, как тогда говорили, у «родителей духовного звания» — в небогатой семье пономаря. После первоначального обучения в сельских школах, в 1855 году, отец отвез сына в Витебск, где Николай Никифоровский поступил в хор архиерейских певчих и в то же время учился в местном духовном училище. Позже о своем шестилетнем пребывании в архиерейском хоре Никифоровский написал весьма живописный «Очерк жизни и быта певчих Витебского архиерейского хора с 1–го сентября 1855 года и по 1–е сентября 1861 года».
По окончании духовного училища Никифоровский поступил на казенный счет в Полоцкую духовную семинарию, которую окончил в 1867 году. Однако дальше учиться — в Петербургской духовной академии — уже не получалось: не хватало средств. И Николай Яковлевич приступил к учительскому труду. С октября 1867 года по сентябрь 1871–го был законоучителем, затем учителем в сельском училище; затем служил в приходском училище в Витебске; с января 1877 года — в приготовительном классе Свислочской учительской семинарии. В том же году выдержал испытание на звание учителя уездного училища. С июля 1882 года состоял преподавателем в подготовительном классе классической мужской гимназии в Витебске; с августа 1900 года по июль 1902–го — в приготовительном классе Молодечненской учительской семинарии. После чего по прошению переведен в родной Витебск на должность учителя подготовительного класса гимназии.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.