— По предварительной версии, главная причина мора на торфяных разливах — бобры. В феврале рыба начала по каналу мигрировать в более крупный водоем, чтобы получить там больше кислорода и кормовой базы. Однако на этот раз ей не удалось туда добраться, так как привычный путь преградили плотины, которые здесь построили животные. В итоге водные обитатели уперлись в тупик и погибли. Обнаружить плотину заранее не получилось, так как места здесь труднопроходимые. Сейчас контролируем ситуацию и проводим мониторинг водоемов по всей нашей территории. Других случаев массового мора рыбы пока не зафиксировано.
На Гродненщине случай в Лидском районе, по крайне мере на данный момент, пока единичный. Заместитель председателя Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Адаменко говорит, что причин для паники нет:
— Ближе к концу зимы торф начинает активно поглощать кислород, поэтому на водоемах с таким дном периодически происходит мор. Однако это естественный процесс, ничего страшного в нем нет. Никаких аварийных загрязнений рек и озер, которые как раз и становятся основной причиной массовой гибели рыб, не было.
А как дела с мором рыбы обстоят в стране? Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Свидинский рассказывает, что с начала января в Беларуси произошло 46 подобных случаев:
— Если вынести за скобки инцидент в Лидском районе, то во всех остальных местах зафиксирована гибель единичных особей из-за понижения содержания кислорода. Чтобы его поднять, рубим на озерах и каналах лунки, вставляем тростинки. За весь период совершили 380 выездов на 187 водоемов, которые могут находиться в заморном и предзаморном состоянии. Массовый мор на торфяных разливах в Лидском районе — исключение. Здесь свою роль сыграл природный фактор, приведший к таким серьезным последствиям. Повсеместно подобного развития событий ждать не стоит.
banny@sb.by