Социальный работник Валентина Радоман навещает своих подопечных. У Нины Белькевич.
Впереди около 100 километров дороги. Подготовка началась еще накануне вечером: соцработник отделения социальной помощи на дому Валентина Радоман обзвонила подопечных, узнала, что им необходимо в аптеке и магазине. С внушительным списком в руках покупает товары в райцентре, затем мы направляемся в Волчковичи.
— Зимой особенно сложно ходить, многие боятся поскользнуться и упасть, — поясняет Валентина Петровна. — Даже пройти до автолавки 200 метров для некоторых проблема. Хотя иногда, наоборот, просят организовать прогулку, подышать свежим воздухом. Я помогаю.
Нина Белькевич, бывшая учительница, встречает на пороге в Волчковичах. Социальный работник выкладывает газеты, свежий творог, масло. По норме она может принести до 7 килограммов продуктов. Все взаиморасчеты с чеками записываются в специальный журнал. С карточками дела не имеет — только наличные. Это важно, чтобы пожилые люди были спокойны за свои сбережения. Кстати, их регулярно предупреждают об опасности со стороны мошенников.
— Для меня визиты соцработников весомая подмога, — не скрывает эмоций Нина Александровна. — Навещают и дети, но с социальным работником живу спокойно. В беде не останусь. Вот, к примеру, в этом году урожай яблок щедрый, а дойти и собрать не могу. Валентина Петровна все сделала. Порой даже просить не надо. К примеру, коврики с пола соберет, на улицу вынесет, выколотит и аккуратно в хате разложит.
В доме по соседству Валентина Петровна, выложив свежие продукты, лекарства и воду, помогает сельчанке настроить телевизор.
— Знаем, что некоторые стесняются обращаться к нам за помощью, — комментирует инспектор отделения соцпомощи на дому Марина Янович. — Мол, стыдно, неудобно. Конечно, мы сами проявляем инициативу, предлагаем поддержку. Наша служба — огромное подспорье для жителей страны.
Инспектор по основной деятельности Марина Янович.
Наблюдая, как уверенно Валентина Радоман справляется с обязанностями, помогает по хозяйству, умело поддерживает диалог с подопечными, ненавязчиво сделает им комплимент, пошутит — убеждаешься: человек на своем месте.
— В одном доме блинов напеку, в другом — пирогов. Кто-то любит свеклу — побалую салатом, — рассказывает Валентина Петровна. — Стараюсь угодить, поднять настроение, к каждому ищу подход.
Приезжаем в деревню Жилевщина. Здесь Валентину Петровну ждут с книгами: подопечная Людмила Генриховна очень любит читать. Привезли, конечно, продукты питания, а также крем и календарь на стену. Соцработник как-то помогла ей вызвать мастера, чтобы подключить телевизор. Теперь вечерами не до скуки. Здесь набираем воду в пластиковые бутылки для еще одной подопечной. Колодец у той требует очистки. Сумма небольшая. У сельчанки есть трудоспособная дочь, но отношения не заладились… В любом случае без чистой воды пожилого человека не оставили. В дом соцработника она не приглашает, встречает на пороге.
В деревне Каменка социальный работник в свое время спасла подопечную от семейного насилия. Женщина-инвалид обычно держала при себе все ценности, привязав узелок с ними к ходункам. Приехав однажды в деревню, соцработник увидела ее у магазина. Выяснилось: из дома выгнал нетрезвый сын с сожительницей. Сельчанку отвезли в безопасное место, а сами попытались поговорить с дебоширом. Позже дочка забрала ее в Минск.
Следующий пункт — Сосновый Бор, бывший военный городок, где осталось три многоквартирных дома. Каждый месяц Валентина Петровна помогает Ларисе Мелешко с уборкой дома, как и другим подопечным. При этом стоимость одного ее посещения, в зависимости от категории гражданина, варьируется в пределах 1 — 2 рублей.
Мобильная бригада побывала у семи сельчан. Кому-то нужно помочь донести дрова, другим — оплатить коммунальные услуги, третьи просят забрать справки — перечень велик.
— В районе на обслуживании более 700 человек. В основном это нетрудоспособные граждане старше 60 лет и инвалиды I, II группы, — резюмирует Марина Янович. — Около десяти поместили на медико-социальные койки в учреждения здравоохранения района. Наших подопечных обслуживают 55 социальных работников. Хочется каждому уделить больше времени, чтобы улучшить их качество жизни. Главное, чтобы пожилые люди не стеснялись обращаться за помощью.
yasko@sb.by