Ребенок должен быть в семье – это, пожалуй, главная суть проекта, который стартовал в Витебской области. Разработан четкий и ясный алгоритм, как работать с детьми, оказавшимися без родителей, неблагополучными семьями. Специалисты сфер образования, здравоохранения и социальной защиты объединились с важной целью: сирот быть не должно. Насколько получилось сократить сеть интернатных учреждений за последние годы; как мотивировать усыновителей принимать в свои семьи детей с инвалидностью, - которым особенно нужны теплые материнские руки; как развивать другие формы семейного устройства сирот; каким образом наставить на путь истинный нерадивых родителей – разговариваем с заместителем министра образования Александром Кадлубаем.
— В Витебской области стартовал проект, который ставит масштабную цель – сокращение количества сирот, верно?
— Дополню, похожий проект уже проходил в Гомельской области. Если говорить общо – верно. Сегодня работа проводится в шести районах области: Витебском, Докшицком, Лепельском, Оршанском, Полоцком, Сенненском и в трех районах города Витебска. В проекте принимают участие четыре учреждения: областной специализированный дом ребенка, Богушевский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, Детский дом города Витебска и Бегомльская вспомогательная школа-интернат Докшицкого района. Какую задачу поставили перед специалистами? Не просто координировать деятельность в этом направлении всех заинтересованных служб, но работать по раннему выявлению детей, нуждающихся в социальном патронате, развивать систему приемных семей и домов семейного типа, где готовы принять на воспитание малышей до трех лет и детей с инвалидностью, обучать психологов, педагогов и других специалистов методикам сопровождения приемных родителей, которые решают заботиться о таких детях.
Крайне важно, что проект направлен на помощь детям в восстановлении контакта с биологическими родителями, на развитие семейных форм устройства детей. К слову, в Гомельской области проект показал хорошие результаты: численность ребят, находящихся в областном доме ребенка, сократилась на 35%.
— В этом году подводят итоги реализации Плана межведомственных мероприятий по комплексной деинституционализации детей и молодежи. Почему так важно следовать этому принципу?
— Какой основной принцип деинституционализации? Семья признается наилучшей средой для развития и воспитания ребенка. Это важнейшее направление государственной политики по охране детства в нашей стране.
Ещё в начале прошлого века научными исследованиями подтверждено: на формирование личности оказывают влияние так называемые первичные социальные институции: способы воспитания и ухода (пеленание, кормление, обучение ходьбе и речи и т.д.). Благодаря им психологическая структура личности обретает устойчивость. Нарушение естественных контактов ведет к задержке эмоционального, социального и физического развития. Психологи, психиатры и психоаналитики неоднократно доказали факт, что проживание детей с раннего детства в учреждениях (институционализация) мешает их здоровому развитию.
Поэтому сегодня специалисты органов опеки и попечительства придерживаются четкой позиции, что лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой к родителям по причине неисполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. Если это и происходит, то приоритетной формой является их устройство на воспитание в семью: усыновление, опека, приемная семья, детский дом семейного типа.
Мы можем сказать, что в стране 84,7% детей-сирот и оставшиеся без попечения родителей устроены в семьи. За сухой статистикой - реальные жизненные истории, когда у более 12 тысяч детей есть опора, есть плечо, на которое в трудные минуты они могут положиться. В 309 детских домов семейного типа воспитывают 1787 детей, а в 1505 приёмных семей - 2652 ребенка. Еще одна победа: для детей с инвалидностью тоже находим замещающих родителей. В два раза возросло количество счастливых сценариев, когда из интернатов ребят заботливо принимают в семьи. Продолжается работа по созданию условий для проживания ребят с особенностями в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, построенных для размещения детских домов семейного типа.
— Если заглянуть в план по деинституционализации за 2020-2023, то только за три года надо было сократить сеть детских интернатов на 20 процентов. Получилось?
— Добавлю: было еще запланировано ежегодное снижение на 5 процентов числа детей, направленных в дома ребенка. Судите сами: если в 2011 году только в системе образования было 48 интернатов и детских домов, то сейчас в республике работает всего 10 детских домов, в которых воспитывают 481 ребенка, 2 специальные школы-интерната (111 детей-сирот), 5 детских деревень с 285 воспитанниками и 1 детский городок с 62 воспитанниками.
Так, в Гродненской области, например, в 2017 году была закрыта Поречская государственная вспомогательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2020 году – Ошмянская. В Минской области 2021 году закрыт Ждановичский детский дом. В Брестской области — Бытенский детский дом, который в прошлом году был реорганизован в областной детский оздоровительный лагерь «Ювента».
За последние 16 лет численность детей, подлежащих усыновлению, в домах ребенка уменьшилась в 7 раз (с 841 до 115), в детских домах в 6 раз (с 2105 до 367), в школах-интернатах в 10 раз (с 6111 до 638).
— Насколько белорусы активно усыновляют детей? Меняется ли отношение общества к этому вопросу?
— Чтобы развеивать мифы в обществе об усыновлении и усыновлённых детях, надо рассказывать о положительных примерах и реальных фактах. И специалисты идут в этом направлении. Отношение общества однозначно меняется в лучшую сторону. Чтобы не быть голословным – в прошлом году белорусы усыновили детей на 21% больше, чем в 2020 году – когда план межведомственных мероприятий по комплексной деинституционализации детей и молодежи только запустили в работу.
Наконец, разрушены внутренние, психологические рамки, сдерживающие усыновителей. Все больше родителей готовы взять под свое крыло детей более старшего возраста, деток с инвалидностью, двух-трех детей, не подлежащих разлучению, одновременно. Например, если в 1998 году в возрасте до года был усыновлён 61% детей, то за 2022 год усыновлено 17% ребят такого возраста. Количество усыновлённых детей в возрасте от года до трёх лет выросло с 19,7% до 31,5%. В возрасте от трёх до пяти — с 13,4% до 28,5%, от шести до семнадцати — с 3,7% до 23%. В прошлом году получилось устроить в семьи 56 детей с инвалидностью. С 2006 года количество кандидатов в усыновители, принятых на учет в Национальном центре усыновления, возросло в 3,4 раза.
— Не всегда родители – крепкий тыл. Как помочь детям и семьям, где имеет место социальное неблагополучие?
— Ежедневой кропотливой работой. Только так. За прошлый год почти 17 тысяч детей (77,1%), признанных находящимися в социально опасном положении, сняты с учета. Мама и папам помогли вернуться к нормальной жизни, а детям – сохранить самых дорогих для них людей. Родителям, которые смогли восстановиться в родительских правах, вернули 136 детей. Даже самые нерадивые должны понимать: всегда есть возможность все исправить. Специалисты готовы по шагам объяснить, как это сделать.
Удалось сократить число отказников (85 детей в 2022 году). При этом в Гомельской и Гродненской областях данный показатель сократился в 2 раза, в Минской — в 2,5 раза. Все эти цифры не могут не радовать.
— Как государство помогает сиротам в первые годы самостоятельной жизни?
— Мы понимаем, как важно поддерживать молодого человека в самом начале самостоятельного пути. Чтобы они создавали свои семьи, становились достойными гражданами страны. И – главное, - чтобы не повторили неблагополучный жизненный сценарий своей семьи. Есть такое слово – межведомственное взаимодействие, сухое, официальное. Но оно отражает суть этой помощи. Допустим, выпускается сирота из учреждения общего среднего образования. Его тотчас же «подхватывают» в колледже. Подсказывают, объясняют возможности и права. Но даже после окончания учебы человека не оставляют один на один со своими проблемами. Молодые люди закрепляются за конкретными территориальными центрами социального обслуживания населения. Специалисты ТЦСОН становятся для молодых людей главными помощниками при прибытии к месту работы и проживании в закрепленных жилых помещениях либо в социальном жилье.
— Какие задачи ставите на будущее?
— Важно не допускать ранней, самой травмирующей, институционализации детей. Поэтому одна из главных задач — профилактика отказов родителей от воспитания и содержания детей, в том числе при рождении малышей с нарушениями в развитии. Необходимо уделить особое внимание работе государственных органов по выявлению случаев предполагаемого отказа от воспитания ребенка, исследованию его причин и сопровождению таких семей.
Планируем развитие новых форм сопровождения замещающих семей, в том числе и посредством социальных сетей и сети интернет, так как данная форма работы позволяет охватить более широкую аудиторию, популярна и востребована в современном мире. Каждому ребёнку необходима семья. Это закон природы. Семья необходима ребенку, чтобы вырасти и успешно социализироваться, стать ответственным семьянином и патриотом своей страны.
СПРАВОЧНО
Деинституционализация предполагает профилактику сиротства, разработку действенных мер по стабилизации семьи, правовых и социально-экономических мер по повышению ответственности семьи за воспитание детей, обеспечение условий для жизнедеятельности детей с инвалидностью, создание системы социальных услуг, доступных детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ВАЖНО
Поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - важное направление государственной политики наряду с поддержкой многодетных семей, семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Конституция устанавливает приоритет воспитания детей в семье, закрепляет обязательную государственную поддержку семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принятый в июле прошлого года Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав определил в качестве одного из приоритетов развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, государственными программами «Здоровье народа и демографическая безопасность», «Образование и молодежная политика» предусмотрено государственное обеспечение сирот, создание условий для воспитания таких детей в семьях, в том числе строительство и содержание за счет средств республиканского и местных бюджетов специальных жилых помещений детских домов семейного типа, выплаты на содержание детей в замещающих семьях.
ПУСТЬ МАМА НАЙДЕТСЯ
Уже 10 лет функционирует информационный ресурс www.dadomu.by, на котором за все время работы были размещены подробные сведения, в том числе зачастую и видеоролик, о 16 426 детях, нуждающихся в семье.