Новые возможности для развития
На прошлой неделе Национальное агентство инвестиций и приватизации открыло оперативный контактный центр, который должен стать одним из каналов коммуникации государства и делового сообщества.— Бизнес находится в состоянии неопределенности, из-за санкционных ограничений рушатся устоявшиеся производственные и торговые цепочки, — отмечает директор НАИП Дмитрий Красовский. — Информации много, но она часто разрозненна и недостоверна, что затрудняет поиск правильных решений. Задача нашего оперативного контактного центра — помочь бизнесу сориентироваться в сложной экономической ситуации, донести его проблемы до государства и подсказать новые возможности для развития.
По словам Дмитрия Красовского, вся полученная информация будет изучаться, систематизироваться и передаваться в оперативно-ситуационный штаб, созданный в Правительстве. Для бизнеса уникальным образом и звезды сошлись, и карты легли для активного развития. Импортный бизнес освобождает веер ниш. Государство не просто готово к диалогу, оно укоротило всю бюрократическую процедуру до самого минимума. Как отметил Премьер-министр Роман Головченко, решения по антикризисным предложениям должны приниматься фактически за 96 часов: 48 часов — на обсуждение и формализацию предложений в штабе и 48 часов — на принятие решений органами государственного управления. Как говорится, руководство страны и Правительство полностью на стороне предприимчивых и активных людей.
Специально опустил термин «бизнес» и «предприниматели». Дело в том, что эта социально-экономическая группа, являясь неоднородной, далеко не всегда в сложные моменты проявляет сообразительность, креативность, патриотизм и социальную ответственность. По разным каналам коммуникации в последние дни просачивается информация о позиции разных отраслевых ассоциаций. И ключевые предложения нередко крутятся вокруг различных льгот и преференций. Предлагают в связи со сложностями и геонеопределенностями снизить (а еще лучше отменить) налоги, дать кредитные каникулы, снизить административную регуляторику (в некоторых случаях предполагается такая свобода, что лично у меня возникает сомнение, будут ли делом заниматься или сформируют «прачечные»). Стандартный набор предложений. А кто же будет платить за сей «банкет»? Снижение фискальной нагрузки всегда приятно. Но из каких источников будут замещаться выпадающие средства в бюджете? Или какая-нибудь частная отрасль готова взять на себя хотя бы толику социальных обязательств государства?
Время качественных изменений
Выскажу крамольную мысль — в Беларуси слишком разбаловали предпринимателей. Справедливость предполагает, что любые права и преференции должны обременяться обязанностями и ответственностью за их неисполнение. В ряде стран Юго-Восточной Азии на заре формирования предпринимательства и собственников действовали драконовские правила: преференции даются персонально под обязательство достижения определенного результата. А если его нет — добро пожаловать в тюрьму. И на длительный срок. Жестоко, но зато в регионе сформировались «тигры», которые вывели свои государства на новый уровень. Признаюсь честно: в глубине своей пацифистской души не сторонник дарвинизма в экономических и социальных моделях. Но по этой методологии сегодня движется, увы, мир. И, судя по всему, после нового его передела побежденным не очень много светит. Бизнес всегда был жестким видом спорта, а сегодня он становится жестоким. И нужны в нем «тигры», которые будут «отгрызать» лакомые куски, а не котята — нежные и милые, но которых нужно оберегать и кормить.Пока получается, что в предпринимательской среде у нас много «домашних питомцев». По большому счету, на внутреннем рынке ничего страшного не произошло. Инфляция несколько разогналась, но не является катастрофической. Реальные доходы населения пока сохраняются, что принципиально важно для сохранения потребительского спроса. Изменения курсов вносят определенные шумы, как и проблемы с логистикой. Но сегодня с этой бедой сталкиваются все предприниматели и производители. В том числе и западные, которые тоже пострадали от санкций собственного правительства. Да, есть сложности, но и возможностей немало. В том числе и в части импортозамещения.
И в пресловутом IT-сегменте. С рынка ушли (возможно, безвозвратно) крупные иностранные компании и аффилированные с ними структуры. Причем многие не просто «собрали чемоданы», но еще и отказались от сопровождения уже внедренных продуктов. Словом, работы у нашей цифровой отрасли непочатый край. Надо и с иностранным «наследством» разобраться, и собственные решения создавать и продвигать, замещая зарубежное ПО во всех сферах деятельности. Как бы ни складывалась международная обстановка, но демарш западных поставщиков программного обеспечения четко и ярко продемонстрировал: эта отрасль стратегическая, поэтому четко подчиняется политике. Это не производители подгузников или модных джинсов. И кого-кого, а IT-гигантов надо было давно если не выгнать с нашего рынка, то хотя бы поставить в жесткие рамки работы. На этот шаг долго не решались по разным причинам. Но они помогли: сами ушли. И пускать их обратно не стоит. Другой вопрос, что если сегодня наша IT-отрасль не использует открывшиеся возможности, то придут те же российские их коллеги на наш рынок. Российские компании (касается не только технологичного сектора) не лучше и не хуже наших, но там более пассионарные менеджеры. Но пора, пора уже становиться «тиграми». Неужели IT-сектор снова попросит дополнительных преференций к тем, которые уже у него есть?
Мое глубокое убеждение, что на поддержку государства в нынешней ситуации (впрочем, это же справедливо было и для «тучных» годов) могут рассчитывать исключительно компании, предприниматели и обычные граждане (светлые головы не только в бизнесе работают), которые предлагают конкретные идеи под решение актуальных для государства проблем. Прежде всего — стратегических. И должны нести ответственность за выполнение проектов. Как говорится, головой. Чтобы не получилось, как в прошлые годы. Сколько преференций давали бизнесу — от ресторанного до технологической сферы. Вроде бы и задачи стояли раньше по импортозамещению, локализации… Но как возникла международная конфронтация, оказалось, что по многим направлениям прорывных успехов (которые обещал бизнес) и нет. Начиная от производства собственных цифровых решений и заканчивая подгузниками и туалетной бумагой. Мир меняется, и нашему бизнесу надо меняться вместе с ним. А если не хочется, то предпринимательство — дело добровольное. В конце концов, количество вакансий на бирже труда превышает число соискателей. Без куска хлеба никто не останется.
volchkov@sb.by