Наши экономики, социальные и культурные связи крепли и держались на взаимовыгодных условиях, дополняя и восполняя друг друга. И теперь они увидели в нас смертельных врагов. Чем же мы так для них враждебны и опасны?
Это вопрос, на который даже они не смогут ответить так, чтобы разобраться самим.
А ведь по большому счету Беларусь училась и впитала в себя все самое лучшее, в том числе и у Европы.
Мы даже границы с ними делимитировали и демаркировали. Узаконили и максимально урегулировали все территориальные вопросы. Как итог – полное отсутствие территориальных претензий. Даже внутри ЕС территориальные вопросы остаются открытыми и крайне проблемными, а порой и взрывоопасными. А вот мы в этом плане были друг перед другом юридически чисты. Значит, территории не выступают поводом считать нас врагом. Правда, в последнее время оживляется у поляков тема «всходних кресов». Но это опять же не повод нас бояться. Это нам больше неприятно.
Нет у нас и внешних долгов, по которым к нам имеются какие-либо претензии. Мы не допустили дефолта, даже под давлением санкций и финансовой блокады. Наша государственная кредитная история, как говорится, без нареканий. Поэтому мировым коллекторам у нас делать тоже нечего.
Если же рассматривать линию каких-то ресурсов, то мы ими не так богаты, чтобы биться из-за них. Не то, что их совсем нет, но то, что есть, все же не является настолько спорным и критическим. Ну, нет причин даже для зависти, говоря простым языком.
Межнациональные вопросы в Беларуси настолько гладкие, что зацепиться не за что. Равенство в правах и обязанностях абсолютное, закреплено на законодательном уровне. Любая попытка нарушить межнациональное спокойствие уже априори является антигосударственной. У нас нет сортировки людей ни по расе, ни по цвету кожи, у нас нет кастовости и дискриминации по языкам. У нас приветствуется взаимоуважение, почтение и чествование национальных культур. В Беларуси всем комфортно. Аналогично обстоят дела и в межконфессиональных отношениях. Религия у нас не втягивается в светские темы и политический клинч. Здесь тоже равенство определения, без ущемления и купирования в правах. У нас нет принудительной религии. Это крайне личный выбор. Поэтому межнациональный и межконфессиональный спектры тоже не могут быть причиной нас не любить.
Исторически мы и вовсе не причастны ни к захватам, ни к вторжениям, ни к разорениям. Это нам в пору предъявлять счет другим, но и здесь мы великодушно всегда обходили острые углы. Но наши соседи явно не оценили это. А мы-то помним и ВКЛ, и Речь Посполитую, и Наполеона, и «польскi час», и Гитлера, и Бандеру. Помним, не забываем и не собираемся забывать. И вот здесь как бы просачивается повод попасть во вражеский список. Да, наша память не дает спать спокойно потомкам фигурантов уголовных дел о геноциде белорусского народа. Мы – народ-свидетель их преступлений против человечества, чем по сути и является вся их история. Мы – свидетель их звериной нацистской природы. А вот это уже дискредитирует миф о европейской сверхцивилизации, ломает антураж охотничьих силков, в которые они ловят новых питомцев в свой еврозверинец.И вот здесь нас как ненужных свидетелей и хотят убрать. Им нужно просто пушечное мясо, дешевая рабочая сила, площадка для токсичных производств, плацдарм для атаки на Восток. Население без истории, без традиций, без предков, без памяти о том, что было, но со слепой верой в то, что никогда не будет. И здесь без этого быть для них врагом – это тот самый вариант.
И еще. Мы плохой пример для их европаствы. Считалось, что только в составе Европы, в антироссийском культе можно принадлежать к современному миру посвященных. А тут в лице Беларуси приходит полное опровержение этому. По меркам евробогов это самое страшное богохульство.
А вы заметили, с каким трудом критики белорусского государства уже подбирают материал для сравнения в пользу Запада? Фактически остались только голые противопоставления и обвинения в том, чего не было, что невозможно и даже невыгодно. Потому что то, чем завлекают и о чем они сами мечтают, мы уже давно достигли без них.
Беларусь – это не просто благополучная страна, это уже настоящая сплоченная команда во главе с сильным лидером. Мы имеем высокие рекорды и стремимся к новым. И планки ставим себе каждый раз все выше и выше. Наш уровень локализации производства, экономической и продовольственной автономии догоняет и перерастает их евростандарты. Наш безвиз – окно в мир разоблачения западной политики. Иногда смешно выглядит, как по первому времени иностранцы рыскают глазами в поисках автоматчиков с собаками на белорусских улицах и болтающихся висельников на фонарных столбах. Не находят они и нищих, и обездоленных. И быстро теряют страх стать жертвой преступления и бандитского произвола. А в наших магазинах просто испытывают шок от качества, изобилия и цен. Они буквально с ума сходят, когда узнают, что в Беларуси для молодых мам декретный отпуск три года, всеобщее бесплатное образование – среднее и высшее, бесплатное здравоохранение. У них истерика от цен на «коммуналку» и на бензин. Ну что это за цивилизация, если чистое минское метро они сравнивают с музеями?Беларусь давно самодостаточна настолько, что их державы не могут себе позволить такое же. И здесь такая зависть от них прет, что стать их врагом немудрено.
И демократия, как у нас, им самим тоже не снилась никогда. А у них ни выбрать, ни почитать. Вершина западной демократии – промолчал, не осудил, значит, враг.
Вот их постоянно заботит политическое долголетие Александра Лукашенко. Так у них Меркель сама еще недавно шла на мировой рекорд. И вот уже Германия свисает ногами вниз с края пропасти после того, как опытную канцлершу сменил новичок Шольц, к которому даже украинские шестерки не проявляют уважения. Немцам, понятно, это очень не нравится, но зато сменили главу государства и благополучно вышли из зоны комфорта. Ну и куда нам, глядя на них, торопиться? Правильно. Не стоит. Наш вот белорусов полностью устраивает и сам, и его программы, и мысли, и планы.
Ну и разве это понравится Западу? Нет. И тут мы уже законный враг, которого хотят обуздать танками, самолетами, ракетами, снарядами, санкциями, террористами, диверсантами, экстремистами и еще много чего у наших границ ими накапливается под видом противостояния нашей угрозе благополучного развития.
Может, белорусский народ придумал и готов безжалостно применить против своих соседей наступательные трактора, сеялки и комбайны. Или в Беларуси АПК теперь уже двойного назначения? Это ж, если там, на Западе, так боятся мирной Беларуси, что можно ожидать в случае ее милитаризации, зеркально соседской?Помните, что сказал в Гродно Глава государства? Мы сеем хлеб, а они с той стороны роют траншеи. То есть боятся они не нас, а того, как мы их опережаем, становимся лучше и успешнее их.
Но наш Президент настойчиво, даже повторяя по нескольку раз для отстающих в развитии, демонстрирует открытые руки и нежелание войны. Да, Лукашенко объявил битву, но мирную, за «Урожай-2024», а Европа из оборонительных соображений принимает в нескольких километрах от нашей границы самые масштабные военные учения НАТО «Стойкий защитник – 2024». Вопрос: кто от кого защищается и что защищает?
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.