БГУИР отмечает 60-летний юбилей

Знания, проверенные временем

Высококлассные специалисты-выпускники, прорывные научные разработки, сильный корпоративный дух и бережное отношение к традициям, сформированным не одним поколением студентов и преподавателей. За 60 лет своей истории Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники стал брендом, который ассоциируется с качеством и успехом. 15 марта вуз отмечает очередной день рождения. Накануне юбилейной даты мы побывали в учебном заведении и узнали, как ­БГУИР привлекает талантливых студентов и помогает им становиться профессионалами, какие ноу-хау рождаются в университетских лабораториях и что дает учеба в «радиотехе» помимо знаний.

Рекордные баллы и конкурс среди талантов

В ­БГУИР стремятся поступить самые подготовленные и мотивированные. Среди них стобалльники, медалисты, призеры олимпиад и просто увлеченные ребята, мечтающие стать хорошими IT-специалистами. Например, в прошлом году абсолютное большинство претендентов на студенческий билет набрали по результатам испытаний более 300 баллов. Два абитуриента подали документы с максимальными 400 баллами, семь сдали три ЦТ (ЦЭ) на 300 — по 100 каждый предмет. Рекордными получились и проходные пороги. Так, на бюджет дневной формы на специальность «програм­мная инженерия» прошли только те, кто набрал 394 балла и выше, «электронная экономика» — 393, «информатика и технологии программирования» — 390. Впечатляющие цифры, если учесть, что речь идет о таких сложных дисциплинах, как физика и математика!


Так же успешно прошла минувшая вступительная кампания и в филиале ­БГУИР «Минский радиотехнический колледж». На специальностях «программирование мобильных устройств» и «разработка и сопровождение программного обеспечения информационных систем» проходные баллы превышают 9,9.

Есть в хорошем уровне подготовки абитуриентов заслуга и самого университета, который растит будущих студентов со школьной скамьи. Тем, кто хочет выдержать конкуренцию при поступлении и быть готовым осваивать учебную программу вуза, ­БГУИР предлагает подготовительные курсы. На факультете до­университетской подготовки и профессиональной ориентации старшеклассникам и выпускникам прошлых лет опытные преподаватели помогают освежить и углубить знания, систематизировать изученный в школе материал. А в Академии информатики для школьников Института информационных технологий ­БГУИР учащиеся получают возможность с юных лет погрузиться в профессию: изучают программирование и дизайн, создание сайтов, робототехнику и электронику, а также кибербезопасность.

Добро пожаловать в ­БГУИР!

Приемная кампания — 2024 в ­БГУИР, как и в целом по стране, пройдет с учетом некоторых новаций. К примеру, скорректированы сроки централизованных экзамена и тестирования. В этом году, заверяют в вузе, вступительная кампания будет более последовательной. Вначале университет проведет отбор и зачисление целевиков, а затем абитуриентов, поступающих по общему конкурсу на бюджетную и платную форму обучения. При этом сохранены подходы, опробованные ранее: сдача внутреннего вступительного экзамена для целевиков, вариативность форм для поступления (к примеру, выпускники колледжей могут стать студентами сокращенной формы получения образования, сдав вступительные экзамены в университете). Сохранится и возможность участия в конкурсе по группе специальностей: претенденты на студенческий билет смогут определить несколько направлений на разных факультетах в порядке приоритета. Безусловно, это повышает шансы стать студентом. А еще есть хорошая новость для медалистов и победителей областных олимпиад: расширен перечень специальностей, востребованных экономикой, на которые одаренных ребят примут без вступительных испытаний или по результатам собеседования.


«А эта специальность мне точно подходит?», «Учиться вообще интересно?», «Сколько баллов нужно, чтобы попасть на бюджет?» — узнать ответы на эти вопросы можно на дне открытых дверей, который в ­БГУИР пройдет 23 марта. Университет приглашает ребят и их родителей погрузиться в атмосферу будущей альма-матер, пообщаться со студентами и преподавателями, поучаствовать в различных активностях. Приходите, будет интересно!

На пути в профессию

Первокурсники попадают в комфортную образовательную среду, где шаг за шагом постигают азы будущей профессии, а помогают им в этом опытные наставники. В вузе используют самые инновационные технологии в обучении.

Полученные в студенческих аудиториях знания закрепляются на практике. В числе организаций-заказчиков кадров и государственные промышленные гиганты, и небольшие частные компании, в том числе резиденты Парка высоких технологий. Образовательный процесс постоянно совершенствуется, что служит гарантией успешной карьеры выпускников. На рынке труда специалисты, прошедшие подготовку в ­БГУИР, очень востребованы. Те, кто обладает лидерскими качествами, становятся руководителями в органах государственного управления, в сфере IT-бизнеса, промышленности и банковской системе.


Поддерживать высокий уровень подготовки, а также быть в тренде мировой науки помогает международное сотрудничество. По данным за 2023 год, партнерские отношения в рамках двусторонних договоров связывают ­БГУИР более чем с 270 зарубежными учреждениями образования и научными организациями 49 государств. Студенты и сотрудники вместе с зарубежными коллегами работают над проектами, готовят публикации, участвуют в конференциях и летних школах, проводят стажировки, языковые курсы. В числе партнеров университеты из России, Китая, Узбекистана, Казахстана, стран Африки и других регионов.

Прорывные идеи и технологии

БГУИР — не только образовательное учреждение, где будущие специалисты получают знания, но и мощный научный центр, ведущий фундаментальные и прикладные исследования по важнейшим научным направлениям: радио­технические и радио­электронные устройства и системы; плазменные технологии и оборудование, медицинская электроника; интеллектуальные информационные технологии и системы; микроэлектроника и нанотехнологии; многофункциональные материалы, приборы и технологии, информационная безопасность; социогуманитарные технологии. В общем, все, что сегодня особенно востребовано.

   
Разработки университета находят применение как в Беларуси, так и за рубежом. В Китай, Россию, Индию и другие страны экспортируются технологии и оборудование сантиметрового и миллиметрового диапазонов длин волн, программное обеспечение и технологии электромагнитной совместимости РЭС, устройства защиты речевой информации, приборы для измерений в мощных ультразвуковых полях, технологии, материалы и структуры микро- и наноэлектроники.


Свой первый шаг в мир открытий делают в университетских лабораториях студенты — в науке очень важна преемственность поколений. Молодые ученые, изобретатели и рационализаторы представляют свои ноу-хау на конференциях и форумах. В этом году проект ­БГУИР «Учебный комплекс для изучения программирования встраиваемых систем на базе микроконтроллера STM32» вышел в финал молодежного республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Разработка, которая поможет учащимся и студентам учреждений образования технической направленности в изучении дисциплин, связанных с радио­электроникой, схемотехникой, программированием микроконтроллеров и встраиваемых систем, уже внедрена в учебный процесс.


Своими научными изысканиями студенты и сотрудники делятся в журналах «Доклады­ ­БГУИР» и «Цифровая трансформация». Представляют результаты исследований ученые вуза и на престижных международных конференциях, в организации которых ­БГУИР принимает самое активное участие. Это крупные международные форумы в области СВЧ-технологий, телекоммуникаций, микро- и наноэлектроники, медицинской электроники, искусственного интеллекта, информационной безопасности. В стенах университета проводятся уже ставшие визитной карточкой ­БГУИР конференции Big Data, «Медэлектроника», ОSTIS, которые собирают ученых из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

   

Чем заняться после лекций?

В университете проходит много мероприятий, причем не только образовательных. После учебы и работы студенты и сотрудники могут найти себе занятие по душе: в ­БГУИР созданы все условия для самореализации. Молодежь берет пример со старших. Ребята с активной гражданской позицией участвуют в работе профсоюзов, Белорусского республиканского союза молодежи и молодежного крыла Белорусского союза женщин, ОО «Белая Русь», студенческого совета, совета молодых ученых. Тех, кто желает потрудиться в свободное от учебы время, приглашает штаб трудовых дел.

Добровольцев объединяет волонтерский центр ­БГУИР. Волонтерские группы «Созвездие», «Стрижи», Sporters, «IT-отряд», «Открытое сердце», «Внимание», «Доброе сердце» БРСМ, профкома студентов, военного факультета, волонтерский отряд Минского радиотехнического колледжа готовы прийти на помощь всем, кто нуждается в заботе и поддержке.


А еще в ­БГУИР очень любят спорт. Совершенствовать свой дух и тело можно на занятиях по волейболу, футболу, баскетболу, гандболу, борьбе, плаванию... Общая площадь спортивных сооружений — более 10 тысяч квадратных метров! Есть у вуза и свой стадион с беговыми дорожками, секторами для прыжков, гимнастическим городком, футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками. Гордость университета — 25‑метровый плавательный бассейн, в котором для очистки воды применяется метод ионизации серебром.


Спортсмены ­БГУИР занимают призовые места на разного уровня состязаниях. В учебном заведении гордятся своей студенческой баскетбольной командой. Настоящая легенда! Начиная с 1967 года баскетболисты Минского радиотехнического института 11 раз становились сильнейшими среди студенческих команд СССР, выступали в высшей лиге первенства Союза и СНГ. С 2010‑го мужской баскетбольный клуб «Импульс-БГУИР» представлен в высшей лиге чемпионата Беларуси.


У студентов и сотрудников есть и другие варианты занять себя в свободное время, найти новых знакомых, развить имеющиеся навыки или приобрести новые: в ­БГУИР работает несколько десятков творческих коллективов — хореографических, вокальных, театральных, инструментальных.

 
 






 

Три вопроса ректору

«Наш университет уверенно смотрит в будущее»


Вадим Богуш, ректор БГУИР, доктор физико-математических наук, профессор.

— Вадим Анатольевич, 60 лет для университета — это много или мало?

— Для университета даже пять лет — промежуток, за который можно достичь результата. Безусловно, есть традиции международных школ, насчитывающих не одну сотню лет. Это показывает значимость образования в развитии общества. Если же говорить о БГУИР, то радио-, микроэлектроника начали активно развиваться только в середине 40‑х годов прошлого века. Результаты проводимых за почти столетний период фундаментальных исследований в области физики позволили создавать миниатюрные, микроминиатюрные устройства, причем массово. Началось интенсивное развитие радиотехники, электроники, информационных технологий. Университет — ровесник преобразований, которые происходили в сфере в то время. Соответственно, 60 лет — это немало. И я уверен: их будет еще больше, потому что радио-, микроэлектроника, информационные технологии не утрачивают своей актуальности, все глубже проникают в жизнь общества. Люди, которые их развивают, работают с ними, будут по-прежнему востребованы. Поэтому наш университет уверенно смотрит в будущее.

— Технологии развиваются стремительно, но, к сожалению, быстро устаревают и полученные в вузе знания. Как в БГУИР выстраивают образовательный процесс, чтобы выпускники выходили на рынок труда с актуальным набором компетенций?

— В этом помогает реализация принципа «образование через всю жизнь», характерного не только для нашего университета, но и для всей системы высшего образования страны. Мы одними из первых стали использовать подход, при котором вуз не просто обучает будущего специалиста новым технологиям, а готовит его к постоянному росту. В нынешних условиях профессиональное развитие — обязательный элемент конкурентоспособности на рынке труда. Как показывает практика, наши выпускники соответствуют необходимым критериям. Полагаю, в этом есть заслуга и университетской среды. Да, способности начинают формироваться и в школе, но как этап профессионального становления университет играет ключевую роль. Именно в высшем учебном заведении молодой человек становится квалифицированным специалистом. Какие механизмы мы для этого используем? В первую очередь взаимодействуем с заказчиками кадров, синхронизируем с ними учебные программы. Будущие работодатели участвуют и в образовательном процессе: мы открываем совместные научно-образовательные лаборатории и центры, на предприятиях действуют филиалы кафедр, у заказчиков кадров ребята проходят практику, а затем и трудоустраиваются. Ни для кого не секрет, что после третьего курса многие наши студенты уже трудятся по специальности: полученные в вузе знания позволяют им это делать. Успешно совмещать работу и учебу они могут благодаря инновационным формам организации образовательного процесса, такой, к примеру, как дистанционное обучение. В качестве эксперимента мы используем ее в основном на направлениях, связанных с разработкой программного обеспечения, программной и компьютерной инженерией. При этом качество подготовки — главная цель совершенствования образовательного процесса.

— Что вы пожелаете студентам и сотрудникам, поздравляя с днем рождения вуза?

— Всем студентам, сотрудникам, выпускникам, ветеранам — здоровья и семейного благополучия! Труд будет созидательным только тогда, когда созданы хорошие условия для работы, а между близкими людьми и в обществе царят мир и согласие. Творческого вдохновения и новых идей, слаженной командной работы, неиссякаемой энергии и молодого задора! Они непременно пригодятся при решении задач, которые стоят перед нами.


Наталья МАКСИМОВА.

Фото предоставлены ­БГУИР.

УНП 100363945
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter