![](/upload/iblock/850/8508ca6ac355fee1849223ac97c90951.jpg)
В гости за самобытностью
Беседую с Константином Караченцевым. Он руководитель частного предприятия «Студия отдыха».— Мы изначально задали высокую планку качеству своей работы, сделав упор именно на развитие въездного туризма, — рассказывает Константин. — Работу начали одновременно с открытием безвиза. В первый год привозили до 20 групп, а сейчас у нас более 500 организованных туров из Литвы, Латвии и Польши. Чувствуете разницу? У нас работает несколько точек в самом Гродно, а также в других городах страны, в том числе и в Минске. Ежегодно увеличивается не только количество, но и «качество» иностранных гостей. Если раньше мы видели в основном ностальгический туризм, то сейчас жители европейских стран хотят лучше узнать нашу культуру, кухню, историю, прикоснуться к национальным особенностям.
![](/upload/iblock/e7f/e7f090a35e73e25f3b807295f8d5262a.jpg)
Константин Караченцев говорит, что иностранцы едут в безвизовый Гродно за самобытностью. Но прикоснуться к ней на практике порой бывает трудно.
— Есть над чем работать. Не хватает гостям событийных брендовых мероприятий. Пока приходится привозить самим народные коллективы, что, кстати, дело затратное. В последнее время делаем что-то интересное совместно с другими организаторами туров. Все ведь заинтересованы подогревать интерес иностранцев. А в целом посмотрите на город! Везде какое-то движение, что-то открывается, что-то делается. Аренда мест в центре города просто зашкаливает. Цены значительно выросли за последнее время. Гостиницы заполнены на сто процентов. Даже в отеле в Брузгах непосредственно возле границы нет мест. Основная проблема с размещением туристов по-прежнему остается актуальной. Дело в том, что раньше гости приезжали в основном на один день. Сейчас хотят остаться подольше, выехать за пределы города, обращая внимание на хорошие трассы, придорожную инфраструктуру. С расширением безвизовой территории появилась возможность вывезти гостя, куда его душа пожелает. Правда, в маленьких городах с ночлегом тоже беда. Вот и получается: желающие приехать есть, а расселить их некуда. Очень надеемся, что в последнее время произойдут положительные перемены. Тем более что руководство города нас слушает и слышит.
![](/upload/iblock/af2/af26419006a507865987878258a54cd4.jpg)
По мнению главы турфирмы, одной из основных частей туристической программы является шопинг. И очень радует тот факт, что в Гродно появляются торговые центры, магазинчики с сувенирами и фирменной продукцией белорусских производителей. Наши товары любимы и востребованы. Иностранцы с удовольствием покупают продукты питания, кондитерку, изделия из натуральных тканей, обувь, часы, стекло.
Серьезные планы
Все пожелания и чаяния гродненских туроператоров, которых на сегодняшний день насчитывается около 60, находятся на постоянном контроле у руководства Гродненского горисполкома. Без тесного взаимодействия с ними и общественностью невозможно двигаться вперед. Начальник отдела спорта и туризма Евгений Ародь согласен с этим на все сто процентов:![](/upload/iblock/27c/27c0adc4697523c4e3033f4b36b5caf7.jpg)
В плане безвиза ушедший год показал хороший результат. Вот всего несколько цифр, дающих четкое представление о том, что сработали на отлично:
— За три года у нас побывало около 280 000 туристов, — приводит данные Евгений Ародь. — В 2017-м приехало 54 000, в 2018-м их было уже 92 000, в прошлом — 130 000. Растет экспорт туристических услуг. Только за прошлый год удалось заработать 3,5 млн долларов. И это только то, что можно реально подсчитать по данным, предоставляемым объектами гостеприимства. Многие говорят, дескать, литовцы и поляки едут закупаться дешевыми товарами. Но ведь это тоже результат. Соседняя Польша, как говорится, собаку съела на шопинге. Так почему нам не взять с нее пример? На сегодня в Гродно почти 70 магазинов возвращают VAT.
![](/upload/iblock/830/8307a70b6e201a289cde870ff477c93a.jpg)
Кстати, в продолжение темы шопинга: в городе завершается строительство самого крупного в стране торгово-развлекательного комплекса. Им занимается ООО «Тринити Инвест». Под торговлю будет отведено 64,2 тыс. «квадратов», под объекты общественного питания — 6,2 тыс. В центре будут работать восьмизальный кинотеатр, ледовый каток, бизнес-центр. Отведена зона под крупные торговые центры, бутики современного формата, объекты бытового обслуживания и даже автовокзал. План простой: открыть самое посещаемое место в городе — как туристами, так и местными жителями.
![](/upload/iblock/a93/a93ae058d78d4012cd7d3828dd376bb3.jpg)
Поставлена и еще одна амбициозная задача. В этом году планируют встретить 150 000 безвизовых туристов. К этому надо быть готовыми, учитывая, что в Гродно проживает плюс-минус 360 000 жителей.
Бренд города
2019 год во многом для Гродно знаковый. Город стал первым в Беларуси, где есть свой туристический бренд. Его разработала брестская студия Grafit. После объявления победителя в городе разгорелась полемика. Многие были недовольны, обрушив шквал критики и отправив в горисполком петицию, подписанную тремя тысячами жителей города. Люди требовали сделать голосование открытым. Однако результаты конкурса пересматривать не стали. Специалисты объяснили гродненцам: бренд — это не просто изображение, а целостная концепция, которая позволит выделить Гродно на туристической карте.![](/upload/iblock/b68/b68ff49b065ce71f80a1c0a2a2d3109a.jpg)
— Мое личное мнение: с выбором мы не ошиблись, — уверен Евгений Ародь. — Кто бы что ни говорил, конкурс проведен объективно. Победителя среди 11 финалистов определяла экспертная комиссия. В ее состав вошли представители местной власти, туристической индустрии, общественности, а также художники, дизайнеры. Когда в комплексе показали презентацию, всем все понравилось. Изначально была задумка привлечь к выбору жителей города, но потом все-таки решили отдать эту серьезную миссию на откуп профессионалам. Было три фаворита, и после достаточно долгой дискуссии рабочая группа выбрала победителя именно по критериям, определенным ранее. Планируем его использовать повсеместно в брендовой туристической продукции, а также распространять через объекты торговли.
![](/upload/iblock/c69/c6972cbfa20eac1ef46bf14eaa8824bf.jpg)
Туристический бренд города презентовали в декабре прошлого года. Изображенный на логотипе стилизованный олень остался неизменным. Это отсылка к гербу города, на котором изображен олень святого Губерта. Доработки больше коснулись слогана бренда, который сейчас выглядит так: «Легенды нараджаюцца тут». Авторы сделали логотип гибким по отношению к местным особенностям: музыке, театру, историческим достопримечательностям. Все они выполнены в одинаковой стилистике. Такой комплексный подход сделал бренд запоминающимся. Вскоре логотип получит дальнейшую жизнь в рекламной продукции, архитектуре города, общественном транспорте.
Услада для глаз
По мнению туристических фирм, в Гродно не хватает событийных мероприятий. Изменится ли календарь 2020 года?— Событийный календарь существенно увеличится, — делится планами Евгений Ародь. — Если в прошлом году проведено чуть более ста мероприятий, то в этом будет более 150. Прежде всего этим летом мы примем очередной фестиваль национальных культур. К этому событию планируем сделать подарок гродненцам и туристам, разработав мобильное приложение по примеру крупных туристических европейских центров. На эти цели уже выделены средства. Это своеобразное ноу-хау. Ведется работа с заинтересованными фирмами. Задача городской власти — создать условия для прихода частников. Пусть приходят, делают все что угодно в рамках действующего законодательства. Тем более в администрации двух районов города работает не так много сотрудников. Неправильно было бы возложить на их плечи проведение всех без исключения культурно-массовых мероприятий.
![](/upload/iblock/78a/78a4888bce980c76a4e2856ca5469876.jpg)
Особая гордость городского руководства — проект под названием «Шляхам Тызенгаўза». Двухэтажный дом на главной площади, названной в честь знаковой для города персоны, был построен по проекту Джузеппе Сакко. До недавнего времени особняк пустовал. Планируется, что основной объем работ будет завершен до конца лета. Обновленный туристический объект перейдет в распоряжение отдела спорта и туризма Гродненского горисполкома и будет выполнять свою основную функцию — отображать золотой век Гродно и привлекать туристов.
Ценно то, что после реконструкции внутри расположатся музыкальный салон, галерея Тизенгауза, а также конференц-зал для приемов.
— Проект рассчитан на продвижение культурно-исторического наследия Гродно и польской Сокулки, — продолжил рассказ о знаковых для города объектах начальник отдела спорта и туризма. — Общий бюджет проекта почти 2,14 млн евро. Кроме прочего, планируется создание велосипедной дорожки между Сокулкой и Гродно общей протяженностью около 60 километров, из которых 33 километра пройдет по нашей территории. Кстати, в ближайших планах — открытие мобильного велопроката. Эту систему уже опробовали в Минске, а сейчас внедряют Гродно и Брест.
![](/upload/iblock/0f7/0f7dcc9239f0adaeea55a719b2f6be65.jpg)
В планах на этот год развитие производственного туризма. Пока есть некоторые проблемы с продвижением вперед. Не все руководители предприятий выражают понимание такого направления. Среди самых активных можно назвать «Молочный мир», где ежедневно бывает до 120 туристов.
— Идет разработка туристического маршрута по старинным гродненским мануфактурам XVIII—XIX веков. Ведется работа с экскурсоводами. Кстати, в свое время рассматривали вопрос о жестком контроле над иностранными гидами, которые часто интерпретируют историю города на свой лад. Но на сегодняшний день не мешаем работать никому. Литовские экскурсоводы рассказывают своим, какой это был литовский город, поляки уверяют своих соотечественников-туристов, что Гродно — это польское место. Пытаться эту ситуацию взять в какие-то рамки или искусственно поменять — значит, лишить определенное количество людей удобства восприятия города. Поднимаются вопросы создания новых точек притяжения. То есть город можно посмотреть один раз и больше не возвращаться. Говорят о недостаточном количестве маршрутов, зацикленности на историческом пятачке. Работаем над всеми этими моментами. Надо сделать так, чтобы ехали снова и снова.
![](/upload/iblock/ee5/ee5dc759473bbe4a716983c74feb5f58.jpg)
КОМПЕТЕНТНО
Мечислав ГОЙ, председатель Гродненского горисполкома:
![](/upload/iblock/4b3/4b3d2311296e7efa8a500b860b5a2621.jpg)
Сеть общественного питания будет развиваться за счет нового строительства, реконструкции и перепрофилирования неторговых объектов. Большое внимание уделят нестационарным торговым объектам, которые становятся все популярнее как у горожан, так и у туристов. Они будут размещаться с учетом историко-культурного облика города. В город приходят KFC, McDonald’s, Burger King. Они нужны, чтобы турист видел знакомые бренды. Параллельно ведется реконструкция двух крупных гостиниц Гродно, открываются небольшие отели.
Под серьезным контролем реконструкция историко-культурных объектов. Продолжается возрождение жемчужины города — Старого замка. В непосредственной близости от него предполагается размещение сувенирных лавок. Начата подготовка к XIII Республиканскому фестивалю национальных культур. К началу его проведения планируется отремонтировать фасады и кровлю Дворца культуры текстильщиков и реконструировать здание лесной администрации на площади Тизенгауза под музей леса. Прорабатывается вопрос создания художественного музея и музея природы. Всего в городе действует 40 музеев и музейных экспозиций. Открыты две частные художественные галереи.
Фото автора