Тем не менее музыкальная педагогика в Беларуси была! Причем задолго до того, как в 1907 году в Минске открылось первое частное музыкальное училище скрипача и дирижера Натана Рубинштейна.
В 1848 году в Минске в семье скромного смотрителя казарм родился пианист–виртуоз, композитор и дирижер, основатель Киевского музыкального училища и консерватории Владимир Вацлавович Пухальский. Не знаю, был ли он (как иногда утверждают) величайшим пианистом XIX века. Но то, что Пухальский воспитал величайшего пианиста XX века Владимира Горовица, — факт известный и никем не оспариваемый.
Пухальский получил первоначальное музыкальное образование в Минске и еще ребенком удостоился похвалы от великого земляка Станислава Монюшко, приехавшего навестить родной город. В 1863 году семья переехала в Санкт–Петербург, и вскоре юноша поступил там в консерваторию, в класс прославленного пианиста и педагога Теодора Лешетицкого. Профессор был весьма разборчив. Чтобы попасть к нему в класс, нужно было продемонстрировать не только чудеса одаренности, но и основательную пианистическую подготовку. А для этого необходимо было заниматься с самого раннего возраста под руководством грамотного и чуткого фортепианного педагога. В Минске такие педагоги были всегда.
В 1877 году в семье директора Минского коммерческого банка Афанасия Леонтьевича Венгерова и еврейской писательницы Паулины Юльевны Венгеровой (в девичестве Эпштейн) родилась дочь Изабелла — всемирно знаменитая пианистка и фортепианный педагог. Так же, как и Пухальский, она получила первоначальное музыкальное образование в Минске, а затем поступила в класс к Лешетицкому, который к тому моменту преподавал уже не в Петербурге, а в Вене.
По окончании учебы Изабелла Венгерова много и успешно концертировала, а после переезда в 1920 году в США преподавала в институте Кертис в Филадельфии. Среди ее учеников — знаменитый композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн, называвший ее «милым тираном». Учившийся в ее классе Ван Клиберн не выдержал ее строгости и перешел к другой российской преподавательнице — Розине Левиной.
Кроме Минска, замечательные фортепианные педагоги, по–видимому, работали и в других городах. В 1882 году в семье помощника уездного исправника Слуцкого уездного полицейского управления Михаила Николаевича Берестнева и его жены Юлии Крыловой родилась дочь Надежда, которую до сих пор помнят и почитают в Польше. Надежда Падлевская (Берестнева) получила первоначальное музыкальное образование в Слуцке, затем окончила Санкт–Петербургскую консерваторию и совершенствовалась в Вене у прославленного виртуоза Леопольда Годовского.
История ее жизни, которую поведала мне ее внучатая племянница, минчанка Елена Кмит, больше похожа на роман. Но, несмотря на все злоключения, одиночество, болезни, тяжелейший перелом руки, Падлевская и в глубокой старости восхищала безупречным пианистическим мастерством.
Так кто же те неведомые педагоги, которые воспитали целую плеяду всемирно известных пианистов? Пока загадка, но уже понятно, что в XIX веке в Беларуси была сильнейшая фортепианная школа. И прямые ее наследники — Ирина Цветаева, Михаил Бергер и другие — заложили основы той фортепианной школы, которую мы имеем сейчас.
juliaandr@gmail.com