Политику геноцида белорусского народа нацисты осуществляли с первых дней войны

Без срока прощения

Этой весной в нашей стране был принят целый ряд резонансных законов в сфере национальной безопасности. В преддверии 22 июня, 80-летия начала Великой Отечественной войны, особую значимость имеет Закон «О недопущении реабилитации нацизма». К сожалению, чем дальше от нас та война и чем меньше живых ее свидетелей, тем чаще предпринимаются попытки сфальсифицировать историческую правду. 

Фашисты угоняли наших граждан в немецкое рабство, сжигали наши деревни вместе с жителями, разрушали предприятия. Это нельзя простить и забыть.

Им предписывалось быть безжалостными

Еще задолго до нападения на СССР нацисты начали разрабатывать поистине людоедский документ — секретный план «Ост». Он предусматривал физическое истребление всего еврейского населения Европы, уничтожение 25—30 миллионов русских, украинцев, белорусов, а также массовые убийства поляков, чехов, словаков, болгар, венгров. Война против СССР рассматривалась нацистской верхушкой прежде всего как война против славянских народов. В разговоре с президентом сената Данцига Раушнингом Гитлер разъяснял: «Одна из основных задач германского государственного правления заключается в том, чтобы навсегда предотвратить всеми возможными средствами развитие славянских рас».

28 апреля 1941 года главнокомандующий сухопутными войсками вермахта Вальтер фон Браухич издал специальный приказ о порядке использования полиции безопасности и СД в соединениях сухопутных войск. Согласно ему с немецких солдат и офицеров снималась ответственность за будущие преступления на оккупированной территории СССР. Им предписывалось быть безжалостными, расстреливать на месте без суда и следствия всех, кто окажет хотя бы малейшее сопротивление или проявит сочувствие партизанам.

— Некоторые пытаются говорить о том, что войска вермахта придерживались якобы международных норм и конвенций по ведению вой­ны, — отмечает заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси доктор военных наук Николай Бузин. — Это не соответствует действительности. По большому счету на территории Беларуси осуществлялся геноцид ее народа. Германия планомерно, планово и с полным пониманием того, что делается, использовала все ресурсы оккупированных у нас территорий для решения собственных военных и других задач. Это не только сырье, богатства, коммуникации, но и находившиеся здесь люди. 

Недавно Генеральная прокуратура Беларуси возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Следственная группа изучает архивные документы и уголовные дела в отношении нацистских преступников и их пособников. Ведется поиск живых свидетелей, которые могли бы поделиться своими воспоминаниями. Организована работа по установлению ранее неизвестных мест массового уничтожения мирных жителей Беларуси. При расследовании используются материалы Чрезвычайной государственной комиссии, созданной указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года. Задачей комиссии было установление и расследование злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников и причиненного ими ущерба. В актах комиссии содержатся показания мирных жителей об обстоятельствах сожжения деревень, убийства стариков, женщин, детей.

Руки связаны колючей проволокой 

Сразу после оккупации органами чрезвычайных комиссий СССР были запротоколированы многочисленные факты геноцида, которые легли в доказательную базу по обвинению нацистских преступников на Нюрнбергском трибунале. 

Из материалов, переданных в Нюрнбергский трибунал: «Немецко-фашистские изверги применяли изощренные приемы истязаний советских граждан. Свидетель В. Семенов сообщил Чрезвычайной комиссии: «В дер. Зачеревье Миорского района немецко-фашистские изверги замучили 10 чел., в числе которых были мои отец и мать. Издеваясь, они отрезали у отца нос и половые органы, а у матери вырезали груди, после чего их обоих застрелили».

Свидетельница В. Пушкарева, жительница дер. Липковщина, сообщила: 

«22 марта 1943 г. в деревню прибыла жандармерия под командованием Ваймана и арестовала многих граждан, которых после продолжительных пыток расстреляли. Среди расстрелянных был гражданин Пушкарев С., которому немцы сначала выкололи глаза, а затем застрелили. Грудного ребенка гр-ки Лазуревой Олимпиады немецкий солдат взял за ноги и убил его ударом головой о камень». Аналогичные показания дали свидетели Пискун, Гузенок и др.»

«В мае и июне 1944 г. немецким 57-м карательным батальоном в Городище было арестовано 150 советских граждан польской национальности. Все они направлены в концлагерь в Колдычево и там зверски истреблены. Вскрытием могил убитых в Колдычевском лагере установлено, что большинство трупов имеет на себе следы жестоких пыток, нанесенных жертвам до их умерщвления. Руки трупов связаны колючей проволокой. Всего по мест. Городище истреблено граждан всех возрастов и разных нацио­нальностей 4006 чел. 2 мая 1943 г. дер. Застаринье была окружена 57-м карательным батальоном, прибывшим из Городища. Над мирными жителями дер. Застаринье была учинена жестокая расправа. Население, независимо от пола и возраста, немцами сгонялось по 15—20 чел., где принуждали население ложиться вниз лицом и расстреливали из автоматов, после чего дома с трупами сжигались. В итоге сожжено и убито 382 чел. От пожара сгорела вся деревня — 96 домов».

Такое невозможно спокойно читать. Зверства, которые учиняли нацисты и полицаи в годы оккупации Беларуси, находятся за гранью человеческого восприятия. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1973 году приняла резолюцию, согласно которой все военные преступники подлежат розыску, аресту, судебной ответственности и наказанию в случае признания их виновными. На военных преступников не распространяются сроки давности, им не предоставляется право убежища. И сейчас наша страна имеет полное моральное и юридическое право поведать всему мировому сообществу о том, что творили на нашей земле предки тех, кто сегодня вмешивается во внутренние дела Беларуси, пытается нас учить «демократии и правам человека» и всячески стремится устроить здесь «вторую Украину».

По словам Николая Бузина, многие годы определенные факты были под грифом секретности. А свидетелей, которые видели, что происходило на нашей земле в годы войны, все меньше и меньше:

— Этим пользуются те, кто заинтересован в фальсификации истории, уничтожении памяти. Отсюда попытки поднять на нашей земле флаги с чуждой символикой. У Беларуси должно быть четкое понимание того, что мы не должны ни перед кем оправдываться за свое прошлое и настоящее. Мы отдали все, что могли, чтобы существовала наша страна. Осознание этого должно стать частью патриотического воспитания молодого поколения.

Страшные дневниковые записи

Писатель и историк Андрей Геращенко в своей книге «Белоруссия в годы Великой Отечественной войны» приводит шокирующие подробности, свидетельствующие о том, что геноцид белорусского народа начался уже с первых дней войны. В частности, публикуются выдержки из дневников, найденных у немецких солдат и офицеров, убитых в боях. Вот что пишет немецкий солдат Эмиль Гольц, член национал-социалистской партии: 

«28 июня. На рассвете мы проехали Барановичи. Город разгромлен. Но еще не все сделано. По дороге от Мира до Столбцов мы разговаривали с населением языком пулеметов. Крики, стоны, кровь, слезы и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе. Надеюсь, что скоро сюда придут отряды СС и сделают то, что не успели сделать мы».

Обер-ефрейтор Иоганнес Гердер пишет в своем дневнике:

«25 августа. Мы бросаем ручные гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли уже таким образом деревень десять».
Из 9200 населенных пунктов, разрушенных и сожженных гитлеровцами в Беларуси во время Великой Отечественной войны, свыше 5295 фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации.
В ТЕМУ

Только прямые потери Беларуси за годы войны составили 75 млрд руб. в ценах 1941 года. Было разрушено 100 465 предприятий, более 6 тысяч км железной дороги, разграблено 10 тысяч колхозов, 92 совхоза и МТС, уничтожено 420 996 домов колхозников, почти все электростанции. Было вывезено в Германию 90 % станочного и технического оборудования, около 96 % энергетических мощностей, около 18,5 тысячи автомашин, более 9 тысяч тракторов и тягачей, тысячи кубометров древесины, пиломатериалов, вырублены сотни гектаров леса и садов. К лету 1944 года в Беларуси осталось только 39 % довоенного количества лошадей, 31 — крупного рогатого скота, 11 — свиней, 22 % овец и коз. Враг уничтожил 8825 школ, 219 библиотек, 5425 музеев, театров и клубов, 2187 больниц и амбулаторий, 2651 детское учреждение.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter