Дальневосточный орех в два раза больше сибирского, а ядро в полтора раза крупнее. И скорлупа толще...
— Чтоб шишка упала, ее бить надо. Дело нехитрое. Вот видишь, деревянная колотушка, да не бойся, она большая, но легкая. На голову каску надень. И колоти по стволу дерева, — учит меня опытный шишкарь Игорь Матюня.
Каску–то я надела, колотушку подняла, но что толку колотить внизу ствола в несколько десятков метров высотой. Вообще–то колотушки бывают разной конструкции, иногда это просто бревно размером в три–четыре метра, а порой целый механизм, некоторые сборщики дикоросов пользуются рогатиной. Колотушкой–топором, как у меня, Игорь Иванович колотит по веткам, забравшись вверх по стволу. Шишки падают, остается собрать. Задача нехитрая.
А вот кедр «хитрый», шишки растут преимущественно на самых верхних ветках. Забраться по стволу дерева на высоту почти 30 метров непросто, а там еще и ветки тонкие, да и вообще у кедра в сухую погоду — а осень в Приморье традиционно сухая и солнечная — еще и ломкие. Опасно. Если по уму, то взбираться надо со страховкой, но мужики ее не любят — мешает, говорят, и рискуют.
Шишки падают все в смоле. Поскольку на промышленную переработку мы их сдавать не будем — собранное, что называется, предназначено для личного потребления, то придется шелушить их самостоятельно. Чтобы облегчить процесс и не испачкаться в смоле, шишки будут варить.
— Придем домой, зажжем во дворе костер и в большой чан с холодной водой кинем шишки. Сверху положим листья лопухов. Можно любую траву, но у нас тут листья лопухов как раз по нужному размеру. Варим полчаса, при кипении смола будет оседать на листьях, а не на шишках. Потом высушим на солнце или у печи. И все — шишки будет легко лущить. Будет чем вечерами заняться, — рассказывает технологию домашнего лущения Игорь Матюня.
Но так шишки к лущению уже редко готовят. Обычно дикорос сдают перекупщикам. У них есть станок для лущения только что собранных шишек. Кстати, таких станков — шишкодробилок и веялок — несколько разновидностей. А вот то, что от шелушения осталось — шелуха и сердцевина, — обычно используют для розжига печей: не коптит и дыма нет. Из шишек еще получают кедровое масло, стратегическое сырье, говорят.
То, что на Дальнем Востоке называется кедром по аналогии с близкородственным сибирским деревом, на самом деле есть маньчжурский кедр, или сосна корейская. Она растет в Восточной Азии, на северо–востоке Китая, в Приморском и Хабаровском краях, на юго–востоке Амурской области, в Корее и в центральной Японии. Словом, то, что дальневосточники называют кедровыми орехами, на самом деле есть семена сосны корейской.
И эти семена, то бишь орехи, отличаются от сибирских. Прежде всего тем, что дальневосточный орех в два раза больше сибирского, а ядро в полтора раза крупнее. Скорлупа дальневосточного толще, именно поэтому человеку не под силу его расщелкнуть, не рискуя сломать зубы. В домашних условиях это можно сделать молотком или щипцами, в промышленных масштабах ядра орехов из скорлупы извлекают при помощи механических устройств.
Ольга Владимирова
rg-vladivostok.ru