Вопрос о том, каким быть главному закону страны, оживленно обсуждается даже в перерывах заседания комиссии.
Статус имеет значение
Ломать существующую избирательную систему, конечно, никто не собирается. Ее принципы соответствуют международным стандартам, закрепленным на уровне ООН, в других международных документах. И кто бы что ни говорил, все прошедшие выборы у нас базировались на демократических принципах, дающих возможность гражданам выразить свое свободное волеизъявление.— Наша цель — сохранить демократические основы избирательной системы и, где необходимо, их скорректировать для дальнейшего совершенствования избирательного процесса, — рассказал журналистам Председатель Конституционного Суда и председатель Конституционной комиссии Петр Миклашевич.
На заседании он изложил основные предложения Конституционного Суда по изменению третьего раздела Основного Закона.
В частности, предлагается закрепить конституционный статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Ст. 64 Конституции предложено дополнить положением об ответственности граждан за нарушение прав и обязанностей по участию в выборах. А вот норма о запрете на участие в голосовании лиц, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей, может быть исключена, исходя из презумпции невиновности. То есть вина человека может быть установлена только приговором суда.
Также предстоит определиться с субъектами, которые смогут выдвигать кандидатов в депутаты. Сейчас таким правом обладают общественные объединения, трудовые коллективы и граждане.
Демократичное обсуждение
Говорили вчера и о возможном исключении ст. 72 об отзыве депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Заместитель Председателя Конституционного Суда, член Конституционной комиссии Наталья Карпович объяснила смысл предлагаемой новации:— Считается, что депутат, хотя и избран от конкретного избирательного округа, представляет всю Беларусь в целом. Он имеет общенациональный мандат, должен голосовать в Парламенте и работать, исходя из этого своего общенационального представительства.
Впрочем, не все, видимо, согласны с таким подходом. Звучали, например, мнения о том, чтобы предусмотреть возможность отзыва определенным количеством голосов избирателей.
Всего от граждан и общественных организаций поступило более 300 предложений по совершенствованию избирательной системы.
Это касается, например, введения предельного возраста для участия в выборах, занятия выборных должностей, повышения возрастного ценза для избирателей с 18 до 20 лет и старше. В обосновании приводится довод о том, что право голосовать должны иметь граждане со сформировавшимися собственными убеждениями, чтобы политическое решение принималось более осознанно.
В центре внимания и участие политических партий в избирательном процессе. Здесь мнения в обществе также расходятся. Одни хотят сохранить мажоритарную избирательную систему, при которой каждый избиратель голосует за конкретного кандидата. Другие предлагают ввести в избирательную систему элементы пропорциональности, то есть представительства политических партий.
Все предложения будут изучены Конституционной комиссией с учетом практики, международных подходов, политических и правовых традиций, менталитета нашего общества. Ведь речь идет о будущем государства. И здесь у нас нет и не может быть права на ошибку.
konon@sb.by