Достойный заработок, содержательный досуг и креативные проекты — как удается людям с инвалидностью жить полной и насыщенной жизнью

Без границ и барьеров

Быть нужным и полезным обществу. Это чувство важно для каждого человека, независимо от его возраста, социального статуса и достатка. То, что для большинства из нас кажется привычным и незыблемым, людям с инвалидностью всегда достается тяжелее – работа, содержательный отдых, даже элементарное передвижение по городу. В последние годы у нас в стране проводится большая работа по поддержке людей с инвалидностью – расширяется безбарьерная среда, оказывается помощь в трудоустройстве, реализуются новые креативные проекты. Какие уже есть результаты и что еще необходимо сделать? Ситуацию изучили корреспонденты «Р».

Потерять зрение может каждый. От ДТП, производственной травмы, осложнений сахарного диабета не застрахован никто. Что делает наше общество, чтобы люди с инвалидностью чувствовали себя не потерянными и беспомощными, а востребованными как на рынке труда, так и в жизни? «Р» изучила ситуацию.

Цели и ориентиры

Олег Шепель.
— Людей, теряющих зрение, меньше не становится. Те, кто имеет высшее образование, как правило, после тяжелого диагноза вынуждены менять профессиональную деятельность. Найти работу по специальности при наличии инвалидности по зрению не всегда просто: наниматели опасаются, что под такого работника нужны особые условия. Те, кто лишился способности видеть или с рождения имел серьезные проблемы со зрительным анализатором, в основном работают на одном из девяти предприятий или шести филиалах общественного объединения «БелТИЗ», — рассказывает председатель центрального правления ОО «БелТИЗ» Олег Шепель. — В приоритете мы занимаемся вопросами инвалидов I и II группы, поскольку большая часть людей с III группой может работать по специальности. И только если зрение с течением времени ухудшается, приходят к нам.

Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, сохранившая все предприятия, где трудятся инвалиды по зрению. И если прежде ассортиментный перечень продукции здесь был весьма ограничен — розетки и щетки для обуви, то сегодня выпускаются сотни наименований изделий: от пластиковых кресел для стадионов до высоковольтной аппаратуры. До 50 процентов продукции отправляется на экспорт в Россию, Украину, Молдову, Казахстан и Литву.

— На базе наших предприятий потерявшие зрение люди проходят курс реабилитации, — обращает внимание Олег Шепель. — Под руководством опытных специалистов учатся ориентироваться в пространстве, обслуживать себя, осваивают профессиональные навыки.

Михаил Антоненко.
— Сейчас совместно с Министерством труда и социальной защиты рассматриваем перспективу создания на базе Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра новой структуры — республиканского центра реабилитации людей, потерявших способность видеть во взрослом возрасте, — вступает в разговор заместитель председателя центрального правления ОО «БелТИЗ» Михаил Антоненко. Это будет комплексный подход в восстановлении данной категории незрячих. Начиная с элементарных вопросов обучения в быту, применения традиционной трости, а также возможности использования навигационной системы «Крокi на гукi», чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве. Обязательно изучение шрифта Брайля, азов компьютерной грамотности, плюс вопросы психологии, столовый этикет, а также первичная подготовка к возможности выхода на рынок труда.

Поддержать и помочь

— Общественному объединению «БелТИЗ» 97 лет. Все эти годы мы были и остаемся социальным партнером государства. Смотрим в одном направлении, стараемся многое делать, чтобы инвалид по зрению был полезен и результаты его труда востребованы. Это и есть высший смысл реабилитации, — акцентирует Олег Александрович. — Незрячих и слабовидящих холостых людей мы готовы не просто трудоустроить, но и обеспечить общежитием.

— Сколько человек с инвалидностью по зрению может сегодня заработать? — интересуюсь у моего собеседника.

— Давайте подсчитаем: средняя зарплата на УП «Светоприбор»  477 рублей. Пенсия по инвалидности у человека с I группой — порядка 500 рублей. Теперь прибавьте льготный тариф на коммунальные услуги, бесплатный проезд в общественном транспорте, ежегодно бесплатная путевка в санаторий. Суммируя это, получаем неплохой совокупный доход. Кроме того, заботимся о досуге работников, хотя социальная сфера — финансово затратная статья для объединения. К примеру, на текущий год у нас запланировано восемь мероприятий республиканского уровня: музыкальный фестиваль, интерактивный конкурс «Радиопьеса», спартакиада, спортивно-туристический слет, турнир по русским шашкам и другие.

— Конечно, есть и нерешенные вопросы, — обращает внимание Михаил Антоненко. — Например, законодательством предусмотрено, что инвалиды по зрению имеют возможность получить смартфон за 20 процентов стоимости. Хорошее подспорье, но важно, чтобы у гаджета хватало ресурса оперативной памяти для поддержания необходимых для незрячего человека программ, улучшающих качество его жизни. При покупке гаджетов, к сожалению, не во всех регионах прислушиваются к рекомендациям


До 50 процентов продукции отправляется на экспорт в Россию, Украину, Молдову, Казахстан и Литву.

«БелТИЗ», тратя впустую государственные средства. Человек не может пользоваться поддержкой электронных помощников, которые, например, не дают возможности в распознавании денежных купюр при расчетах в магазинах, определении цвета одежды, прочтении документов и других. Чтобы решить проблему, совместно с Министерством труда и соцзащиты мы вплотную занялись этим вопросом. Необходимо на законодательном уровне закрепить международный опыт, согласно которому незрячий человек сам приобретает смартфон, а государство компенсирует установленную сумму. То есть бюджет не меняется, но при этом модель выбирается по желанию будущего пользователя.

Хотелось бы, чтобы важность доступной среды для инвалидов понимали все, от кого зависит ее создание. У Министерства архитектуры и строительства есть документ, обобщивший все СНиПы и ТКП по строительству и благоустройству территорий для лиц с инвалидностью. Законом все четко прописано, и в некоторых регионах это активно реализуется. Например, в Брестской области КУП «Брестжилстрой» сдает новые жилые дома с высокой степенью доступности для инвалидов по зрению.

Но так далеко не везде. Строительные работы по созданию безбарьерной среды порой выполняются не в полном объеме или по остаточному принципу. Хотя, к примеру, использование плитки с направляющими и предупреждающими элементами для незрячих людей не ведет к удорожанию проекта. Ее цена соответствует обычным строительным материалам.

Чувствовать свою востребованность

— Быть иждивенцем губительно для психики человека. Потребность трудиться у людей одна из базовых, — убеждена инструктор-методист УП «Светоприбор» Регина Кривошей. Она 32 года занимается реабилитацией пришедших на предприятие инвалидов по зрению. — Люди здесь не просто получают доход, для них это место общения, обмена житейским опытом, совместных интересов.

…Изначально мы знакомимся с человеком и определяем, в какой реабилитации он больше нуждается. Одно дело, если с рождения плохо видит или тотально незрячий. При этом, как правило, уже читает шрифтом Брайля и умеет ориентироваться в пространстве. Тогда пропускаем эти этапы и следуем дальше. Если зрение потеряно во взрослом возрасте, требуется глубокая реабилитация. Необходимо восстановить элементарные навыки. Научить ориентироваться в городе, чтобы была возможность добраться до места работы. Для этого мы вместе изучаем маршрут. Важна и навигация внутри здания предприятия: как дойти до гардероба, цеха, столовой.

Белорусское товарищество инвалидов по зрению. ОО «БелТИЗ».

Приоритет нашей работы — обучение профессии слесаря механосборочных работ. Длится оно месяц. На это время новичок закрепляется за опытным наставником. Далее переходит на самостоятельную работу, осваивая сборку выпускаемых изделий. А это, к слову, более 700 наименований.

И для досуга у нас есть все возможности. На «Светоприборе» существует 21 клубное объединение, и четыре наших коллектива имеют звания народных! Гордимся своей театральной студией, где работники с I группой поставили две пьесы.

Слесарь механосборочных работ Кристина Ровина.
Кристина Ровина, участвующая в деятельности театрального коллектива «Скарб», довольна предоставленными возможностями:

— Я получила роль в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Сценический опыт — это особые переживания. Читаю стихи, занимаюсь эстрадным вокалом. У меня I группа инвалидности по зрению c детства. На «Светоприборе» тружусь с 2013 года. Живу в общежитии в Минске. На работу добираюсь сама, в магазине поблизости тоже самостоятельно делаю покупки. Везде чувствую поддержку...

Окунуться в невидимый мир

Темнота — не пугающее состояние, а территория открытий! С этим убеждением живут, транслируя его окружению, организаторы недавно стартовавшего креативного проекта «Невидимый мир». Они готовы открыть нам — зрячим — возможность почувствовать свое ресурсное состояние, вскрыть пласт пока невостребованных возможностей и талантов. А еще показать, какой их мир, где в нем те светящиеся маяки, которые помогают иметь внутреннее видение.

Команда проекта создала несколько уникальных тренингов для детей и взрослых, сборных групп и корпоративных команд. В их числе специальные программы развития эмоционального интеллекта, которые помогают стать эффективными во всех сферах жизни. Кроме этого, корпоративные тренинги для формирования навыков коммуникации и лидерства. Часть такой работы проходит в темноте, часть — в обычных условиях при освещении в сопровождении опытного психолога. А еще предлагают программу свиданий в темноте, особенные детские праздники — квесты.

Вдохновителем этой идеи стала Ольга Полошовец. Несмотря на инвалидность I группы по зрению, ее жизнь насыщена событиями и эмоциями. Она счастливая жена и мама троих сыновей, успешный предприниматель, а еще очень творческий и сильный духом человек.

— В реальности спектр наших возможностей необъятен, — уверена Ольга. — Что происходит в темноте? Поскольку зрительная функция отключена, организм из режима неполной востребованности активирует все органы чувств — обоняние, осязание, вкус и слух. А еще интуицию, конечно. Это необычные по остроте переживания, и поверьте, равнодушных тут нет.


— Искренне восхищаюсь такими людьми, как Оля Полошовец. Несколько лет назад она прошла обучение на курсе «Предпринимательская деятельность» на базе нашего учреждения образования и является для незрячих людей достойным примером, — делится старший преподаватель кафедры экономики и управления РИПК Минтруда и соцзащиты Наталья Долбик.

У проекта «Невидимый мир» большой социальный вектор работы — проведение развивающих занятий для детей с проблемами зрения, оказание профессиональной психологической помощи родителям таких ребят. Квинтэссенцией этого стало создание программы «Этика общения, правила коммуникации с незрячими и слабовидящими людьми» для учреждений социальной защиты, образования, культуры, здравоохранения.

— Наша глобальная задача — формировать в обществе толерантное отношение к незрячим людям, — делает акцент председатель правления Минской областной организации ОО «БелТИЗ» Светлана Сенько. — Сегодня «Невидимый мир» — современная площадка для реализации множества задач, которые будут полезны тем, кто испытывает большие трудности в визуальном восприятии, да и всем без исключения тоже.

ЦИФРА

В Беларуси общее число инвалидов по зрению  25 000 человек.

martinkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter