Главные итоги заседания Совета Безопасности под председательством Лукашенко

Без формализма и упрощенчества

Совершенствование законодательства в сфере оценки национальной безопасности обсудили на заседании Совета Безопасности под председательством ­Президента

В апреле этого года седьмое Всебелорусское народное собрание рассмотрело и приняло документы, определяющие стратегию противодействия рискам и угрозам на ближайшие десятилетия, — Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину. В развитие концепции предстоит усовершенствовать порядок оценки состояния национальной безопасности в военной, экономической, социальной и других сферах. С этой целью был подготовлен соответствующий проект указа. Его и вынесли на обсуждение Совета Безопасности. При этом Александр ­Лукашенко еще раз обозначил четкую и принципиальную позицию Беларуси:
— Наши национальные стратегические интересы, угрозы, приоритетные направления их нейтрализации, общее видение дальнейшего развития в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно. Республика Беларусь — мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем. Кто хочет это слышать — тот услышит.

«Беларусь — мирная страна, открытая для равноправного диалога». О национальных интересах и нейтрализации угроз

Концепция национальной безопасности отражает главные изменения глобальной военно-политической обстановки, наш собственный взгляд на оборону и защиту государства. Над этим документом трудились не только профессионалы и ведущие эксперты в сфере безопасности, но и все неравнодушные граждане. Концепцию активно обсуждали в трудовых коллективах, на диалоговых площадках, в средствах массовой информации. И лишь потом ее вынесли на утверждение ВНС. Там же Глава государства сказал, что мало просто прописать в концепции отдельные положения общего характера. Важно проследить, как меняется обстановка, как выполняются обозначенные приоритеты и какие нужны меры реагирования. Поэтому в развитие Концепции нацбезопасности принимается правовой акт, который устанавливает систему индикаторов для всех сфер жизнедеятельности (политическая, экономическая, военная и другие).



Иными словами, как сказал вчера Александр ­­Лукашенко на заседании Совета Безопасности, в развитие этой концепции «нужны нормативно-правовые акты, которые будут ее конкретизировать и приземлять»:

— Эти документы являются составной, неотъемлемой частью концепции, но по сложившейся практике они носят закрытый характер. Концепция утверждена. Наши национальные стратегические интересы, угрозы, приоритетные направления их нейтрализации, общее видение дальнейшего развития в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно.  
Республика Беларусь — мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем. Кто хочет это слышать — тот услышит.

«Мы должны иметь четкое представление о том, что реально происходит внутри страны и вокруг нее»

Касаясь актуальности тематики нынешнего заседания Совбеза, ­­Президент объяснил ее тем, что только закрепить отдельные положения в нормативных правовых актах недостаточно:
— Пришло время внедрить эти подходы в практику. То есть мы должны иметь четкое представление о том, что реально происходит внутри страны и вокруг нее. Военная безопасность, экономика, социальная, политическая сферы и другие. Без прикрас, максимально выверенно и объективно.
 В связи с этим Александр ­­Лукашенко поинтересовался, что сделано по совершенствованию действующей системы оценки состояния национальной безопасности; каким образом предлагаемые изменения согласуются с новой Концепцией национальной безопасности? И главное — отражает ли предложенная система оценки реальное состояние дел в каждой сфере национальной безопасности?



Обращаясь к участникам заседания, Глава государства акцентировал:
— Вы знаете наши требования — формализма и упрощенчества здесь быть не должно.

«Жизнь не стоит на месте». О необходимости документа в развитие Концепции нацбезопасности

А теперь о самом документе. Госсекретариат разработал проект указа ­­Президента об утверждении до­кументов по реализации Концепции национальной безопасности. После ее утверждения на ВНС это следующий важный этап совершенствования законодательства в данной сфере, обозначил Госсекретарь Совбеза Александр Вольфович.

Он напомнил, что с 2010 года данная работа строится в соответствии с президентским указом закрытого характера, в который за это время трижды вносились изменения и дополнения. Закрепленные подходы на практике доказали свою эффективность, однако настало время их пересмотреть. Александр Вольфович конкретизировал:


— Жизнь не стоит на месте. Кардинальные изменения в военно-политической обстановке, совершенствование законодательства, появление новых методик оценки потребовали корректировки и адаптации документа к современным реалиям.
Работа над проектом указа строилась по аналогии с Концепцией национальной безопасности. В нем сохранили все лучшее, положительно зарекомендовавшее себя на практике, и то, что сегодня еще не отработало себя. Учли и новые предложения. Разработчики исходили из реальной обстановки на основе предложений уполномоченных государственных органов, наработок научно-экспертного сообщества и изучения зарубежного опыта.

Обозначили в Госсекретариате и цель нового документа:
— С учетом изменений уточнить порядок оценки состояния национальной безопасности на основе системы индикаторов, разработанных для каждой из девяти сфер национальной безопасности.
Состояние национальной безопасности в каждой сфере, как и прежде, оценивается по трем критериям: «стабильное», «неустойчивое» и «требует принятия неотложных мер», что соответствует закрепленным в Концепции нацбезопасности понятиям «риск», «вызов» и «угроза национальной безопасности».

Общую оценку состояния национальной безопасности на основе комплексного анализа поступивших материалов проводит Государственный секретариат Совета Безопасности, который готовит ежегодный доклад ­­Президенту о состоянии нацбезопасности и мерах по ее укреплению.

Объективно и достоверно. О новых критериях оценки рисков в сфере политической безопасности

Вопросам политической безопасности в нынешних реалиях уделяется, безусловно, первоочередное внимание. Ведь самое главное, чего хотят белорусы, — это мир и спокойствие. Между тем с учетом появления новых рисков, вызовов и угроз в политической сфере возник ряд новых критериев, которые позволяют более объективно, реально и достоверно оценивать ситуацию в политической сфере для выработки целесообразных решений по этому направлению деятельности.

Подробности Александр Вольфович озвучил журналистам по итогам заседания Совбеза:

— В целом осталось, как и было ранее, пять индикаторов. Однако, помимо них, имеется свыше 25 критериев, которые сегодня дают более реальную картину. Например, появились процентные отношения по таким критериям, как доверие населения к Главе государства, доверие к органам власти и другим институтам госуправления.



Основной координатор оценок в политической сфере — Администрация ­­Президента. Участие в работе принимают и другие структуры: КГБ, Министерство информации, МВД и другие — всего более 10 министерств.

Госсекретарь Совбеза также добавил, что постоянно анализируется не только ситуация внутри страны, но и то, что происходит за нашими границами. Это также один из критериев оценки сферы политической безопасности:
— Критерии оценки внешнеполитической ситуации (то, что происходит за рубежом, и те угрозы, которые формируются по отношению к нашей стране) в политической сфере за пределами границы тоже учитываются.
Помимо этого, новые индикаторы появились и в новой сфере — биологической безопасности. Определены пять стратегических направлений, по которым будут вырабатываться конкретные решения. Координатором определено Министерство здравоохранения. Александр Вольфович резюмирует:
— Думаю, те нововведения, о которых сегодня докладывалось на заседании Совета Безопасности, дадут более полную и объективную оценку состоянию национальной безопасности.

«Сподвигнуть регуляторы к более динамичной работе». Позиция Министерства экономики

Министр экономики Юрий Чеботарь на Совете Безопасности докладывал о предложениях по совершенствованию национальной безопасности в экономической, социальной и иных сферах. По словам министра, ­­Президент постоянно акцентирует внимание на стабильной работе экономики:

— Поэтому сегодня при обсуждении показателей экономической безопасности сосредоточились на тех направлениях, которые в наибольшей степени нас волнуют. В экономической сфере это вопросы, связанные с диверсификацией экспорта, с оценкой работы экономики по сравнению с другими странами. В этом плане нами предложены соответствующие дополнения, показатели, которые давали бы нам более объективную оценку.  


Многие страны говорят о технологической и цифровой безопасности. Поэтому мы предложили Главе государства где-то ужесточить параметры для того, чтобы сподвигнуть регуляторы к более динамичной работе.
И ключевая — социально-демографическая сфера. В этот блок показателей, по словам Юрия Чеботаря, предполагается внести больше всего изменений и дополнений.

По итогам заседания Совета Безопасности ­­Президент в целом одобрил представленный проект указа, поручив внести в него некоторые корректировки с учетом состоявшихся обсуждений.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Хренин, министр обороны Беларуси:



— Одна из сфер национальной безопасности — это безопасность военная. Сегодняшние изменения в геополитической обстановке, возникшие новые вызовы военной безопасности вынуждают нас полностью пересмотреть методологию подхода к оценке военной безопасности, что и было сделано военным ведомством на основе утвержденной Концепции национальной безопасности. Мы выработали совершенно новую методологию оценки именно военной безопасности. Она носит объективный, комплексный и своевременный характер, взаимоувязана с вопросами и политики, и экономики.

Функционально и удобно

Перед началом совещания с членами Совета Безопасности Александр ­­Лукашенко во Дворце Независимости ознакомился с образцами обновленной военной формы



Новые элементы одежды для военнослужащих Министерство обороны подготовило по поручению Главнокомандующего. Как доложил ­­Президенту заместитель министра обороны по тылу — начальник тыла Вооруженных Сил Андрей Бурдыко, предлагаемые изменения позволят расширить функцио­нальность военной формы, обеспечить удобство при ее ношении с учетом специфики выполняемых военно­служащими задач. Некоторые элементы одежды были усовершенствованы конструктивно, чтобы форма не сковывала военнослужащих при выполнении поставленных задач. В боевой одежде усилили защиту коленных и локтевых суставов.

В военном ведомстве считают, что также необходимо пересмотреть форму суворовцев (существующая утверждена в 1996 году). Она будет похожа на форму курсантов, но выполнена в привычных темных оттенках.



— Цена вопроса? — уточнил Александр ­­Лукашенко.

Цена вопроса остается прежней за счет увеличения сроков носки, замены других предметов одежды, — сказал Андрей Бурдыко.

— Вас устраивает — хорошо. Денег лишних не просите. Так тому и быть, — резюмировал ­­Президент. И добавил, что, если возникает необходимость усовершенствовать форму, не надо ждать нескольких лет. Эти вопросы должны решаться оперативно.

Начальник вещевого управления Министерства обороны Алексей Ковалев рассказал журналистам, что все изменения обусловлены пожеланиями и предложениями военнослужащих, трансформацией выполняемых учебно-боевых задач, а также мировыми тенденциями в военной форме одежды:

— Ряд изменений навеяны временем. Например, демисезонная куртка, которую используют офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты, была оборудована меховым воротником. Он морально устарел, непрактичен при ненастной погоде. Поэтому мы ушли от него на высокий воротник-стойку с современными текстильными материалами, а также дополнили куртку капюшоном для защиты от непогоды.



Среди новых предметов военной формы — футболка поло для военнослужащих срочной службы и курсантов. Для женщин в дополнение к повседневной форме решено пошить платья. Образ дополнят шляпа и галстук-бант.

Нами также предложена рубашка тактическая, — сказал Алексей Ковалев.  
— Это абсолютно новый для наших Вооруженных Сил элемент. Он крайне удобен при использовании бронежилета, разгрузочных поясов. Даже при значительных физических нагрузках военнослужащий чувствует себя достаточно комфортно.

Кстати, вся форма изготовлена на белорусских предприятиях и из отечественных тканей.

— Отличительной чертой данной коллекции является и то, что мы подумали о наших девушках, о несении службы ребятами в летний период. Поэтому в списке обмундирования появилась летняя одежда в виде платьев, рубашек поло. Хочется, чтобы наши военнослужащие различных видов войск чувствовали себя удобно в любое время года и в повседневной форме, и в парадной одежде, — рассказала председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.

Остается добавить, что каждый образец уже прошел опытную апробацию и кое-что из нового мы увидим на военном параде 3 июля.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter