Демонстрация возможностей большегрузных беспилотников предприятия БелАЗ, подключенных к сети 5G, состоялась на полигоне в Жодино, сообщает телеканал «Беларусь 1».
Производитель карьерной техники показал, как два беспилотника — самосвал и погрузчик — выполняют поставленные задачи с помощью технологий передачи данных пятого поколения. Управлять автомобилями может специалист, который находится за тысячи километров от автомобиля, с помощью джойстиков, специального руля и педалей. При этом информации осуществляется фактически без задержек.
Автономную тестовую сеть 5G для БелАЗа организовал белорусский инфраструктурный оператор beСloud, чьи специалисты сумели сократить время отклика оборудования до 10 миллисекунд, что заметно быстрее, чем скорость работы с 3G и 4G-технологиями, ранее использовавшихся заводом.
Планируется, что в дальнейшем БелАЗ и beСloud протестируют технологию 5G на действующем карьере в Микашевичах.
Добавим, что Президент Беларуси поставил стратегическую задачу перейти на 5G еще в 2015 году. На недавнем совещании по развитию информационно-коммуникационных технологий в марте и при посещении ПВТ две недели назад Александр Лукашенко особо подчеркнул, что современные технологии должны пронизывать все сферы реальной экономики — от медицины до машиностроения. Беспилотные БелАЗы, подключенные к 5G, являются ярким примером такой работы.
Белорусский автомобильный завод заинтересовался разработкой беспилотных самосвалов еще три года назад. Преимущества такой техники очевидны, ведь работы в горном секторе с каждым годом становятся сложнее, а глубина карьеров достигает 800 м. Первые самосвалы-беспилотники от БелАЗа успешно прошли испытания в Хакасии, и завод решил двигаться дальше - развивать технику на платформе 5G с помощью оператора beСloud. Тестовая зона развернулась на полигоне предприятия, за испытаниями понаблюдали и корреспонденты БЕЛТА.
Новые технологии передачи данных - это не только про супербыстрый интернет на смартфонах. Они могут широко использоваться в промышленности, например, в машиностроении и создании беспилотных автомобилей.
Для испытаний самосвалов нового поколения на территории завода развернули тестовую автономную сеть с применением технологий 5G. Она работает совместно с сетью LTE Advanced Pro и является прообразом будущей республиканской сети пятого поколения.
На два большегрузных автомобиля - карьерный самосвал и погрузчик - установили нужное оборудование, датчики, камеры и приступили к тестированию. Для беспилотного транспорта система, учитывающая нюансы геологической обстановки, должна передавать информацию с минимальной задержкой. Специалистам beCloud уже удалось сократить время отклика оборудования до 10-11 миллисекунд, что быстрее достигнутых показателей в сети 4G, но дольше ожидаемых результатов от пятого поколения.
Управляет машинами водитель-испытатель экспериментального цеха Андрей Вашкевич. На заводе он работает уже 31 год, из них водителем - почти четверть века. Вряд ли в начале своего профессионального пути он представлял, как измениться работа водителя к 2019 году.
Работой погрузчика и самосвала мужчина руководит одновременно. Начинались испытания не совсем гладко. На самосвале установлено семь камер, на погрузчике - шесть. Уследить за ними - та еще задача.
"Сначала было, как в автошколе: сел и поучился ездить по полигону. Вроде получилось. Потом попробовал набрать ковш. Тоже вроде получилось. А подъехать на погрузчике к машине уже было трудно, потому что камера на кабине не захватывала колеса. Я не видел их и мог удариться в самосвал. Поэтому пришлось вешать дополнительную камеру на цилиндр ковша", - рассказывает Андрей Вашкевич.
Вместе с тем плюсы дистанционно управления очевидны: водитель не устает от постоянного гула и вибрации, дышит чистым воздухом и, что греха таить, может выпить чашечку кофе.
Генеральный директор Белорусского автомобильного завода Петр Пархомчик отмечает, что самосвалы оборудованы сотнями сенсоров, генерирующими в год терабайты информации в режиме реального времени. Это позволяет отслеживать качество работы карьерной техники в любой точке планеты. Обрабатывать такой массив информации без современных технологий очень сложно.
"Собранные данные, предитивная аналитика и технологии машинного обучения позволят нам уже в обозримом будущем предоставлять нашим клиентам совершенно новые интеллектуальные сервисы по повышению эффективности эксплуатации карьерных самосвалов, прогнозной аналитике и переходить к обслуживанию не по регламенту, а по требованию", - поясняет он.
Петр Пархомчик уверен, что мировой спрос на такие карьерные самосвалы будет возрастать. "Эта техника будет широко использоваться в ведущих развитых странах: Австрии, Канаде, Соединенных Штатах Америки. Первые шаги делают наши старшие братья россияне. Думаю, год-два - и количество таких карьерных самосвалов будет расти не в арифметической прогрессии, а геометрической", - считает руководитель предприятия.
По его словам, цена беспилотного самосвала выше на 20-25% по сравнению с обычным, но он быстро окупается.
Генеральный директор beCloud Олег Седельник подчеркивает, что одна из задач сетей пятого поколения - их применение в промышленности. "Конечно, мы не могли не предложить заводу "БелАЗ" возможность совместно тестировать те технологические разработки, которые присутствуют в мире в настоящее время, чтобы изделия нашего автогиганта могли соответствовать мировым тенденциям. Поэтому нами создана автономная тестовая сеть, которая размещается на полигоне завода. Мы будем применять здесь самые современные разработки в сетях пятого поколения", - отметил он.
Пока беспилотные самосвалы в сети 5G испытывают только на полигоне предприятия, но планируют и на настоящих карьерах. Сейчас это обсуждается с предприятием "Гранит" - одним из крупнейших в Европе заводов по добыче и переработке плотных горных пород.
"Следующим этапом испытаний станет создание автономной сети в пределах отдельного карьера в Микашевичах", - добавил Олег Седельник.
Скорость передачи данных в сети, в которой работают белорусские самосвалы-беспилотники в России, составляет около 20 Мбит/с. Это немного даже для домашнего интернета. Сеть 5G позволит увеличить эту скорость в 50 раз - до 1 Гбит/сек. Однако этот результат придет со временем.
Тестовая сеть на белазовском полигоне пока разгоняется до 300 Мбит/с, что в общем-то уже и так гораздо лучший показатель. Это позволяет получать более качественную картинку с камер и быстрее управлять машинами.
"Ключевое отличие 5G от 4G в значительно меньших задержках передачи информации. Задержки даже буквально в секунду для такой большой машины могут показаться вечностью", - поясняет генеральный директор beCloud.
Технологию "Интеллектуальный карьер", которую использует БелАЗ для своих самосвалов-беспилотников, разрабатывал резидент российского технопарка "Сколково" компания "Вист Групп". С белорусским заводом она сотрудничает больше десяти лет, из них шесть лет занимается разработкой роботизированных комплексов.
"Самый первый и лучший наш опыт по роботам был именно здесь, на БелАЗе. Благодаря технологии 5G связь стала гораздо лучше, мы смогли повысить качество камер и передавать гораздо больше информации с меньшей задержкой", - отметил руководитель отдела разработки программного обеспечения "Вист Групп" Константин Коногорский.
"5G - это не просто ускоренная версия 4G, а серьезный технологический скачок на десятки лет вперед. Строго говоря, 5G - не только новый набор частот, а комплексная платформа, которая гораздо эффективнее использует возможности беспроводных сетей. Сегодня на примере уникального партнерства с БелАЗом мы показываем новую реальность, которая уверенно развивается на основе 4G и пройдет под новым знаком 5G. Минимальные задержки сигнала, высокая пропускная способность, энергоэффективность и гибкий интерфейс технологии пятого поколения сформируют наше ближайшее будущее в мире технологий", - резюмировал гендиректор beCloud Олег Седельник.
Фото: «Беларусь 1», БЕЛТА