Самой технологичной новинкой прошлого года для страны без преувеличения можно назвать проект «Интеллектуальный карьер». В середине 2021-го Главе государства представили технологии добычи гранитного щебня и работы отечественной беспилотной техники на месторождении Ситницкое РУПП «Гранит» в Лунинецком районе. Там 90-тонные карьерные самосвалы БЕЛАЗ-7558R за счет искусственного интеллекта и пятого поколения мобильной связи самостоятельно перевозили десятки тонн горной массы. Во время ежегодного Послания белорусскому народу и Национальному собранию Президент высоко оценил достижения отечественных машиностроителей в сфере беспилотных технологий. Ожидается, что в скором будущем наша разработка изменит парадигму работы в карьерах и позволит уменьшить затраты на добычу полезных ископаемых и даже добраться в те места, где работы по их извлечению ранее считались нерентабельными. Вместе со специалистами «Р» подвела промежуточные итоги масштабных испытаний.
Проект с потенциалом на миллиарды
Автономные проекты с участием карьерных самосвалов и без участия пилотов в них — достаточно новое направление в развитии промышленного машиностроения. Однако в конкуренцию уже активно вступили такие именитые гиганты, как Caterpillar, Komatsu, Scania. Каждый из них успел выпустить свой роботизированный комплекс, который сегодня, несмотря на то что он находится в стадии разработки, уже практически не нуждается в людях при выполнении заданий. Конечно, о полной автономности речи пока не идет, но проекты от этого не так и далеки.
В нашей стране машиностроительные компании также активно вступают в эру конкуренции искусственных интеллектов. Проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении в Лунинецком районе реализуется уже долгое время. Совместная разработка компаний ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», РУПП «Гранит» и СООО «Белорусские облачные технологии» — поистине уникальна. В прошлом году корреспонденты «Р» лично убедились в том, насколько это технически сложный и амбициозный проект, который уже показывает отличные результаты.
— При работе с проектом настраивали оптимальные режимы тормозных систем самосвалов и погрузчика, который работает вместе с ними. Сегодня проходят сравнительные испытания людной и безлюдной технологии добычи, сформированы оптимальные режимы эксплуатации, записаны трассировки маршрутов для формирования эталонных рейсов, — пояснил Дмитрий Елисеев.
Отладка комплекса продолжается
Также, по его словам, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющей компанией холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» разработана программа методики испытаний комплекса в различных технологиях добычи — людной и безлюдной:
— Проведенная первичная отладка безлюдной технологии добычи позволила выявить необходимость доработки программного обеспечения привода погрузчика 7825D для адаптации к условиям грунта. Мы апробировали восемь алгоритмов работы. Сейчас сцепление с рыхлым грунтом значительно улучшилось.
Специалист рассказал:
— На основании этих данных построены многофакторные математические модели характерных состояний карьерного транспорта — загрузки, погрузки, движения с грузом и без него. Проводится постоянный мониторинг технического состояния. Параллельно с испытанием роботизированной техники проходит опытно-промышленная эксплуатация модуля поиска аномалий в потоке данных, который станет основой для формирования модуля прогнозной аналитики, позволяющего начать переход от техобслуживания по регламенту к техобслуживанию по требованию.
Дмитрий Елисеев пояснил, что на объеме данных, основанных на различных сенсорах, таких как 3D-лидар, леддары и радары, проведена работа по улучшению детектирования препятствий по маршруту движения роботизированного транспорта.
— Сейчас продолжаются работы по отладке программного обеспечения, — заключил начальник отдела систем интеллектуального управления карьером.
kryzhevich@sb.by