Городской поселок Хотимск — самый восточный уголок Беларуси. Небольшой — чуть больше 6 тысяч жителей, уютный, живущий спокойной провинциальной жизнью на берегах воспетой Аркадием Кулешовым реки Беседь... И один из самых чистых: в отличие от других юго-восточных регионов Могилевщины его не задела чернобыльская авария. И люди здесь чистые: душевные, преданные своим корням и традициям. Приедете — расскажут вам легенду о княжне Хотиме, в честь которой назван поселок, о здешнем «звездочете» — известном ученом, астрономе Сергее Блажко, покажут Свято-Троицкую церковь — уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя, познакомят с историческим прошлым поселка и земляками, которые прославляют его ныне. О тружениках, влюбленных в свою малую родину, стараниями которых ныне живет и развивается этот край, наш сегодняшний рассказ.
Задорные, толковые «Хлопцы пасялковыя»
В день нашего приезда в центре Хотимска было оживленно. В городском парке шел концерт, работали аттракционы. «Покупайте билет на колесо обозрения. С него открывается отличный вид на город. Кстати, оно — единственное в Могилевской области», — зазывали культработники.
Среди них — мужской вокальный ансамбль «Хлопцы пасялковыя». Ребят в коллективе трое. «Валерый Жадан — гармонь ды баян, Дзянiс Шалганаў — кароль барабанаў, Нiкульчанка Вiталь — нямы рыфмы, як на жаль», — шутя представляют себя ребята. На самом деле Виталий мастерски играет на бубне, а вместе они исполняют как белорусские и русские народные песни, так и эстрадные.
Без них, талантливых, задорных, в районе ни один праздник не обходится. Хотимские «хлопцы» не раз выступали в Курске, Костроме, участвовали в Международном фестивале «Содружество». Национальный колорит, искренность, юмор и темперамент — вот за что они нравятся зрителю.
— У всех нас после окончания колледжа искусств, Белорусского государственного университета культуры была возможность остаться в Могилеве или Минске. Одного звали в областной драмтеатр, другой успел поработать в областной филармонии… Но так совпало, что каждый решил вернуться домой. Туда, где остались родители, где все свое, близкое сердцу. Одно время мы работали в Хотимском районном Центре культуры в разных коллективах, а однажды решили: надо создать свой собственный, мужской ансамбль. Спелись быстро, а вот с названием вышла заминка. Один из вариантов был — «ВДВ»: Валерий, Денис, Виталий. Но едва ли это имя вызывало бы нужные ассоциации у публики. Мы же выступаем с бубном, гармонью, в национальной одежде: соломенные шляпы, вышиванки, брюки, сапоги. Кстати, с сапогами была интересная история. Песен у нас в репертуаре хватало, а с «амуницией» было негусто. Выдали нам как-то перед концертом черные боты, неподходящие к нарядам. За пару минут до выхода на сцену мы с хлопцами посовещались и рискнули: предстали перед зрителями босиком. После выступления пошли по залу — собирать на кожаные белые сапоги. Собрали, конечно, немного, но людей повеселили. И — запомнились.
Сегодня у мужского народного коллектива — неоднократного дипломанта и победителя региональных, республиканских и международных фестивалей — шикарные костюмы, сшитые на заказ.
— А с названием вопрос решился сам собой, — признаются ребята. — Однажды исполняли нашу любимую песню «Люба», в которой есть строчка про хлопцев поселковых. Нас и осенило: мы ж эти хлопцы и есть!
К слову, в репертуаре хотимских парней немало композиций о родном поселке. А мечтают они о том, чтобы в будущем их дело продолжили их дети, которые сегодня учатся в музыкальной школе: играют на гитаре, цимбалах.
Теплый дом Маховиковых
Уютный коттедж на улице Восточной в Хотимске утопает в цветах. На приусадебном участке — аккуратные грядки, в теплицах зреют перцы, огурцы, помидоры. Вся эта красота — дело рук хотимчанки Оксаны Маховиковой, прекрасной хозяйки и человека с большим сердцем. Дом семейного типа Маховиковых появился в 2016 году. Он — единственный такой на весь район.
— У нас с супругом трое сыновей, — вспоминает, как все начиналось, Оксана Владимировна. — Однажды старший, Дима, придя из школы, попросил у меня сладостей. Объяснил: у мальчика из параллельного класса умерла мама, он остался один. Я люблю баловать домочадцев выпечкой, скоренько собрала для сироты пакет. А когда спустя время его увидела, у меня что-то дрогнуло в душе. Говорю мужу: давай, заберем ребенка, жаль, если его отдадут в интернат…
Сегодня у Маховиковых: 16-летний Сергей, 14-летние Константин и Вова обожают футбол и волейбол, Костя-младший любит рисовать, особенно ему удаются пейзажи, 13-летний Леня играет на гитаре и мечтает стать инженером, его ровесник Сережа мастерит поделки, единственная девочка — Вика — тоже личность творческая. И все они — первые мамины помощники: и обед вместе с ней приготовят, и дома приберут, и траву на участке скосят, и огород польют.
— Дети у нас из разных семей, а зовут некоторых одинаково, поэтому, чтобы не путаться, старших величаем полными именами: Константин, Сергей, а младших — уменьшительно: Костя, Сережа, — говорит Оксана Владимировна. — И все привыкли.
— И приемные дети, которые уже выросли и живут отдельно, нас не забывают: пишут, звонят, навещают, — радуется хозяйка большой семьи.
— Наша мама самая лучшая, — обнимая Оксану Владимировну, признается ей в любви 12-летняя Вика. — Она нас всему научила. С ней тепло и уютно. Я мечтаю, когда вырасту, стать доктором, чтобы заботиться о ней и о папе.
— Конечно, с детьми много хлопот. Но ради таких слов никаких усилий не жаль. Есть в жизни вещи, которые деньгами не измерить, — улыбается мама Оксана, и глаза ее лучатся счастьем.
Вторая родина доктора Бормотова
В Хотимск уроженец Гродненской области Сергей Бормотов приехал по распределению в 1985 году вместе с молодой женой Татьяной. Они познакомились и поженились еще студентами, когда учились в Гродненском медицинском университете.
— Первое время, признаться, думали, что в Хотимской больнице мы временно. Отработаем несколько лет и вернемся домой — Татьяна ведь из Гродно. Но, как справедливо подмечено: нет ничего более постоянного, чем временное. Здесь государство нам выделило квартиру, и мы остались. Супруга до пенсии проработала в терапевтическом отделении, — говорит Сергей Павлович. — А наша дочь Ольга — так сложилась жизнь — сегодня работает в Гродненском медицинском вузе лаборантом.
За годы работы Сергей Павлович повидал разных пациентов:
— Как-то приходит мужчина лет 60, сетует, мол, не ем со вчерашнего дня — больно глотать. Сделали снимок, оказалось: в нижней трети пищевода застряла крупная полукруглая рыбная кость. Спрашиваю его: когда рыбу ел? Кивает: вчера уху варил. Пришлось аккуратно с помощью эндоскопа вытаскивать инородное тело. Глотают земляки периодически и монетки. А один умудрился проглотить луковицу диаметром около пяти сантиметров!
Своим землякам рентгенолог Бормотов регулярно напоминает: обследоваться нужно ежегодно. Ради их же блага:
— На днях заглянул в кабинет знакомый лет 70. Ничего вроде его не беспокоило: ни кашля, ни температуры нет, а снимок показал — на легких пятна. Варианта было два: туберкулез или пневмония. Подтвердился последний вариант. Причем пневмония еще и ковидная. Хорошо, что вовремя выявили. Кто знает, как она протекала бы дальше, тем более у пожилого человека.
— У меня прекрасные коллеги, в кабинете есть все необходимое современное оборудование, так что пока есть силы — буду работать.
Поле жизни Александра Поправко
Тракторист ОАО «Бабушкино подворье» 38-летний Александр Поправко — передовик, неоднократно был отмечен на районных и областных «Дажынках».
— Родился в деревне Хотимского района. Моего отца не стало, когда мне было всего три года. Заботы о семерых детях легли на плечи матери Антонины Васильевны, которая работала в одном из хозяйств животноводом. И мы рано осознали, что должны ей помогать, заботиться друг о друге, — рассказывает Александр. — Мысли сбежать от проблем в большой город не возникало. Мне 11 лет исполнилось, когда муж моей старшей сестры Нины предложил на летних каникулах трудоустроиться в колхоз.
Сестры Александра тоже работают в этом агрогородке — кто в школе, кто в отделении круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Братья, как и он, — трактористы.
— В свое время хозяйство выделило нам дом в деревне, — рассказывает Александр. — Держим с женой Анастасией большое хозяйство: свиней, уток, кур. Нашей семье на все хватает. Если не лениться, то и на селе можно зарабатывать очень неплохо. У нас свой трактор, мотоблок. У меня машина, у супруги — тоже. До пандемии каждый год возил ее с детьми на море. При желании всегда найдется время и на отдых, и на хобби. Я увлекаюсь футболом, люблю зимние виды спорта. Например, выступаю на районных, областных соревнованиях по лыжным гонкам.
Старшему сыну Александра — Илье — 16 лет. Пошел по стопам отца: учится в аграрном колледже. Уже два сезона отработал на посевной — устраивался на лето слесарем. Младший — Иван — окончил 5-й класс. Его любимый предмет — математика, участвует в олимпиадах. Но тоже любит прокатиться с отцом на тракторе.
Традициям не изменяют
На Хотимском льнозаводе, история которого берет начало в далеком 1932-м, трудится семейная династия Швец: Елена Владимировна — съемщиком длинного волокна, ее супруг Петр Дмитриевич и их сын Андрей — трактористами.
— Первой на завод пришла жена, — уточняет глава семьи. — По образованию она слесарь — сборщик радиоаппаратуры, училась и трудилась в Витебске. Познакомились мы в сельском клубе на танцах, когда она приехала навестить родителей, — мы родом из Хотимского района. Вскоре поженились, и Лена вернулась домой, пошла на льнозавод. Спустя год я туда же устроился. Работали в одной смене, я — загрузчиком сырья, она — в сушильном цехе.
— Здесь отличные специалисты, достойная зарплата, хороший соцпакет, так что менять место работы не планирую.
Вместе с отцом сеет, пашет, прессует лен 33-летний сын Андрей, в свое время окончивший агротехнический колледж.
— На нашем заводе сегодня трудятся 89 человек. Они и есть наше главное богатство. Коллектив сплоченный, около 50 процентов — молодежь, — констатирует директор Николай Курзенков, который в этой должности уже 35 лет. — Есть уже немало трудовых династий.
Работает льнозавод в три смены. Третья начинается около часа ночи и длится до восьми утра. Елена Владимировна в день нашего приезда в Хотимск как раз отработала в ночную.
— График меняется каждую неделю, но к тому, что спать приходится то днем, то ночью, мой организм за 21 год работы привык, — уверяет она. — Да, в цехах шумно, рулоны льноволокна весят около 170 килограммов, а работникам за смену их надо штук 40 перенести. Но текучки нет. Потому что мои коллеги, как я, мои муж и сын, любят свою профессию.