«Жалоб не дождешься»
На семинар в Воложинской ЦРБ позвали не только медиков и журналистов, но и руководителей местных предприятий. Именно в их руках многие рычаги воздействия, считает главврач больницы Павел Гончар. Хоть продолжительность жизни в районе выше, чем в целом по стране, ситуация с заболеваемостью тут типичная. Среди причин смерти в 2018 году лидировали болезни системы кровообращения и новообразования, а также целый перечень из графы «другие» (травмы, переохлаждения, утопления в пьяном виде и т.д.). И по всем категориям мужчины стремительно обгоняли женщин. Врач‑гериатр ЦРБ Марина Нехвядович подсчитала: из 102 умерших в трудоспособном возрасте мужчин в 2018‑м было 86, в 2017‑м — 70 из 84, в 2016‑м — 79 из 92. Печальная тенденция прослеживается и в предыдущие годы.Павел Гончар обращает внимание на такую закономерность:
— Три основные нозологии в причинах заболеваемости и смертности мужчин занимают 94,8%. Значит, влияя на три позиции, можно существенно улучшить ситуацию. Руководители могут сделать многое. Это организация и проведение медосмотров, стимулирование отказа от вредных привычек, в том числе финансовое, профилактические мероприятия. Просто дайте возможность своим работникам измерить давление в течение рабочего дня, поставьте один автоматический тонометр на территории организации. От мужчин же жалоб не дождешься! Ему плохо, он отмахнется, доходит до вечера, там забудет померить, а ночью — инсульт. А так — вовремя увидит, что давление повышено, и примет препараты. Организуйте время и условия для приема пищи, возможность ее разогреть. Проблемы имеются практически у всех.
Основные потери мужчин идут в возрасте от 20 до 64 лет — на этот период приходится около 70% всех умерших.Это подтверждает и статистика. Согласно диспансерному обследованию трудоспособного населения по Воложинскому району, заболевания выявлены у 70,6% мужчин. Ежемесячно анализируя все случаи обнаружения онкозаболеваний в запущенных стадиях и смертность от них, тут пришли к выводу: в основном к этому приводят упорное игнорирование признаков недуга и позднее обращение к врачу. Мужчины не соблюдают сроки обследований, например, ежегодной сдачи крови на онкомаркер ПСА, обязательный для всех старше 40 лет. Это подчас обнаруживается во время профосмотров и водительской комиссии.
Кстати, о материальном стимулировании отказа от вредных привычек. Предприятиям района было рекомендовано включать в колдоговоры такие пункты. Один из первых примеров показала именно ЦРБ — бросившим курить выплатили премии.
Почему гаснет интерес?
Сводить проблему сверхсмертности мужчин только к вопросам здоровья координатор инициативы «Самое время!» Андрей Эзерин считает неправильным. По его мнению, после 45 резко падает мотивация мужчин к жизни вообще. Вероятно, потому, что они продолжают жить по модели ХХ века, где было ясно: к 22 годам будет закончен вуз, к 45 вырастут дети, решится вопрос с квартирой. Все основные задачи, в том числе профессиональные, реализованы. Ради чего дальше жить?В рамках инициативы «Самое время!» международное агентство социальных и маркетинговых исследований MASMI изучило модели поведения мужчин 45+. Выяснилось, что обучение, смена профессии и направления деятельности — отнюдь не в приоритетах.
— Формула ХХ века — до пенсии работать на одном месте, а формула XXI — менять профессию как минимум раз в 10 лет. Эта волна скоро докатится до нас. Психологически, эмоционально человек должен быть готов к таким переменам. Иначе будет трагедия и потерянное поколение, — считает Андрей Эзерин.
Кстати, охват высшим образованием у белорусских мужчин невысок — 28%, а 26% живут с общим средним. И часто сильный пол не стремится к лучшим вариантам. В Воложинском районе, например, большую часть которого составляет сельское население, снижение интереса к жизни порой вызвано тем, что поблизости не всегда есть рабочие места, а ехать на работу далеко мужчины не хотят. Отсюда и большая подверженность вредным привычкам. «Нет понимания, что здоровье принадлежит не только тебе, но и твоим детям, жене, семье», — констатирует Андрей Эзерин.
Независимость превыше всего
Главный внештатный геронтолог Минздрава, руководитель Республиканского геронтологического центра Людмила Жилевич в теме делает акцент на формуле активного долголетия, за которой — вовсе не увлеченность марафонами или тренировками в спортзале, хотя такие стереотипы и распространены. Активное долголетие — это независимость до последнего дня жизни, умение здраво оценивать обстановку. И одна из ступеней здесь — благополучно пережить возраст от 45 до 60 лет, период, когда мужчины активно трудятся, нервничают, добивают себя вредными привычками и стрессами.— Это подростковый возраст наоборот, когда меняются и гормональный фон, и представления о жизни. После 30 лет начинает падать уровень тестостерона, что влияет не только на репродуктивную функцию, но в первую очередь на сердечно‑сосудистую систему. Малая физическая активность, неправильное питание, алкоголь, курение провоцируют возникновение «смертельного квартета» — диабета, ожирения, гипертонии и нарушения липидного обмена, — обрисовывает картину Людмила Жилевич.
Каждый лишний килограмм прибавляет 3 деления на шкале тонометра. Метаболический синдром ведет к падению потенции, репродуктивного здоровья. Снижается выносливость, возникает равнодушие ко всему. Со временем проблемы вырастают как снежный ком, но воспринимаются как сугубо личные и табу для разговора с доктором. Пациент уходит в депрессию, которая чревата развитием онкозаболеваний. А потом наступает еще один уязвимый мужской возраст — выхода на пенсию. Для многих это рубеж, за которым неясно, как жить и что делать. По мнению авторов инициативы «Самое время!», сейчас у нас отсутствуют модели полной, гармоничной жизни в зрелом и пожилом возрасте, на которые можно было бы ориентироваться, и пришел момент их найти. Ведь жить мы будем все дольше, и распорядиться этим временем надо достойно.
КСТАТИ
В госпрограмме «Здоровье народа и демографическая безопасность» предусмотрено создание службы охраны мужского здоровья.
vasilishina@sb.by