Традиционное белоузорчатое ткачество – историко-культурная ценность Понеманья

Белым по белому

Ручное ткачество, являясь одним из традиционных элементов народного прикладного творчества, было широко распространено на территории Беларуси вплоть до начала XX века. Это умение считалось обязательным для каждой крестьянки. Не зря основную часть приданого составляли собственноручно изготовленные невестой одежда, постельное белье и другие необходимые в быту вещи.


С ткачеством связано много старинных обрядов и обычаев, оно часто упоминается в народных песнях. Каких только расцветок и узоров не придумывали мастерицы для покрывал, рушников, дорожек, самотканых настенных ковров, скатертей и салфеток! При этом в каждом регионе использовался свой уникальный орнаментальный язык — предмет особого интереса современных этнографов, культурологов и искусствоведов. Образцы старинных и современных тканых изделий есть в коллекциях многих музеев Беларуси, и по характерному почерку специалисту не составляет особого труда распознать, откуда «родом» тот или иной экспонат.

Пока в быт крестьян не пришли синтетические красители (а случилось это только в начале XX века), они окрашивали ткани, используя природные материалы. Оранжевый цвет давала луковая шелуха, черный и серый — сажа, зеленый — листья деревьев, зеленовато-желтый — крапива, красный — свекла и так далее. Поскольку сельский быт был достаточно скуден, каждая хозяйка старалась сделать свои изделия как можно ярче.

В противовес этому монохромное белоузорчатое ткачество выглядит весьма необычно: сложная структура полотна, мелкий узор, который выделяется на общем фоне за счет светотени (опытные мастерицы могли сочетать до 10 и более типов рисунков), обвязанные крючком края. И обязательно — ослепительно белый цвет. Его добивались, многократно выбеливая лен на солнце до тех пор, пока нити не начинали в буквальном смысле сиять. Узорчатый цветной рисунок размещается только по краю изделия, а зачастую вообще отсутствует. В некоторых техниках дополнительно применяются шелковые нитки и нитки серого цвета, что придает узорам дополнительный объем.
Чтобы соткать один рушник длиной 2,5 метра (средний размер), мастерице требуется 4 километра ниток! При этом самый длительный процесс в создании полотна — заправка кросен для работы. На это уходит минимум два дня.

Не мужское дело?

Хотя ткачество считается исконно женским занятием (мужчины привлекались только в процессе изготовления станка), первопроходцем в воскрешении белоузорчатой техники стал представитель сильного пола. И это практически кинематографический сюжет: лидчанин Евгений Маркевич, врач по профессии, в детстве наблюдал, как ткала на кроснах его бабушка. В зрелом возрасте решил вспомнить навыки и, что называется, втянулся в процесс. Сейчас он не только посвящает любимому занятию все свободное время, но и делится опытом с другими.

Приходите на них посмотреть

Традиционное белоузорчатое ткачество было распространено в крестьянском быту Понеманья в течение XIX века и большей части XX века. Подтверждение тому — наличие большого количества белоузорчатых рушников и скатертей в этнографических коллекциях белорусских музеев. В домах сельчан Гродненщины еще в последнюю четверть XX века изделия из белого узорчатого полотна были в широком употреблении, однако практика ткачества в сельской среде почти прекратилась.

Некоторые техники белоузорчатого ткачества существовали и на других территориях Беларуси, но только в Понеманье этот вид ткачества получил широкое развитие и стал отличительным явлением региона. Посмотреть, как именно создаются изделия в уникальной технике, можно в Лидском районном центре культуры и народного творчества.
В 2018 году в Государственный список историко-культурных ценностей было внесено традиционное белоузорчатое ткачество Понеманья. Эта уникальная и сложная техника в Беларуси сохранилась лишь в Лидском районе.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter