С ткачеством связано много старинных обрядов и обычаев, оно часто упоминается в народных песнях. Каких только расцветок и узоров не придумывали мастерицы для покрывал, рушников, дорожек, самотканых настенных ковров, скатертей и салфеток! При этом в каждом регионе использовался свой уникальный орнаментальный язык — предмет особого интереса современных этнографов, культурологов и искусствоведов. Образцы старинных и современных тканых изделий есть в коллекциях многих музеев Беларуси, и по характерному почерку специалисту не составляет особого труда распознать, откуда «родом» тот или иной экспонат.
Пока в быт крестьян не пришли синтетические красители (а случилось это только в начале XX века), они окрашивали ткани, используя природные материалы. Оранжевый цвет давала луковая шелуха, черный и серый — сажа, зеленый — листья деревьев, зеленовато-желтый — крапива, красный — свекла и так далее. Поскольку сельский быт был достаточно скуден, каждая хозяйка старалась сделать свои изделия как можно ярче.
В противовес этому монохромное белоузорчатое ткачество выглядит весьма необычно: сложная структура полотна, мелкий узор, который выделяется на общем фоне за счет светотени (опытные мастерицы могли сочетать до 10 и более типов рисунков), обвязанные крючком края. И обязательно — ослепительно белый цвет. Его добивались, многократно выбеливая лен на солнце до тех пор, пока нити не начинали в буквальном смысле сиять. Узорчатый цветной рисунок размещается только по краю изделия, а зачастую вообще отсутствует. В некоторых техниках дополнительно применяются шелковые нитки и нитки серого цвета, что придает узорам дополнительный объем.
Чтобы соткать один рушник длиной 2,5 метра (средний размер), мастерице требуется 4 километра ниток! При этом самый длительный процесс в создании полотна — заправка кросен для работы. На это уходит минимум два дня.
Не мужское дело?
Хотя ткачество считается исконно женским занятием (мужчины привлекались только в процессе изготовления станка), первопроходцем в воскрешении белоузорчатой техники стал представитель сильного пола. И это практически кинематографический сюжет: лидчанин Евгений Маркевич, врач по профессии, в детстве наблюдал, как ткала на кроснах его бабушка. В зрелом возрасте решил вспомнить навыки и, что называется, втянулся в процесс. Сейчас он не только посвящает любимому занятию все свободное время, но и делится опытом с другими.Приходите на них посмотреть
Традиционное белоузорчатое ткачество было распространено в крестьянском быту Понеманья в течение XIX века и большей части XX века. Подтверждение тому — наличие большого количества белоузорчатых рушников и скатертей в этнографических коллекциях белорусских музеев. В домах сельчан Гродненщины еще в последнюю четверть XX века изделия из белого узорчатого полотна были в широком употреблении, однако практика ткачества в сельской среде почти прекратилась.Некоторые техники белоузорчатого ткачества существовали и на других территориях Беларуси, но только в Понеманье этот вид ткачества получил широкое развитие и стал отличительным явлением региона. Посмотреть, как именно создаются изделия в уникальной технике, можно в Лидском районном центре культуры и народного творчества.
В 2018 году в Государственный список историко-культурных ценностей было внесено традиционное белоузорчатое ткачество Понеманья. Эта уникальная и сложная техника в Беларуси сохранилась лишь в Лидском районе.